Мультипликаторы получат налоговые льготы
Для системной поддержки анимационной отрасли в России должна появиться специальная госпрограмма и академия
Гарри Бардин. Фото: РИА Новости/Илья Питалев
Правительство внесло в Госдуму пакет законопроектов, которые устанавливают льготные тарифы для отечественных анимационных студий. С 2018 по 2023 годы они будут отчислять 14 процентов в Фонд социального страхования и 8 процентов в Пенсионный фонд РФ. Снизят ли эти послабления себестоимость производства и как в целом они помогут отрасли, «Парламентской газете» рассказал известный российский режиссёр и художник-мультипликатор, глава киностудии анимационных фильмов «Стайер» Гарри Бардин.
- Гарри Яковлевич, помогут ли льготы увеличить количество производимых мультфильмов в стране?
- Вопрос масштабный. Я лично не надеюсь на это за счёт небольшого уменьшения налогов. Но понимаю, что даже такие послабления могут изменить и облегчить нашу работу. Особенно тем, кто работает в частных студиях и не получает средств от государства.
- Да, делать мультфильм дорого…
- Не то слово. А многие этого не понимают и думают, что мультипликаторы зарабатывают бешеные деньги, раз на производство одной минуты анимационного фильма идёт средств в разы больше, чем на производство минуты фильма игрового кино. Но всё это не так. Деньги, которые удаётся собрать на мультфильм, на него же и уходят, людям остаются гроши.
- Ваша студия работает на самоокупаемости?
- Да, я в последние годы собираю деньги со зрителей и не обращаюсь в Министерство культуры. Именно поэтому производство идёт неторопливо. Но я должен ведь и зарплаты работникам платить, и за коммунальные услуги отчислять государству, поэтому всё непросто.
- То есть именно таким независимым студиям, как ваша, будущие налоговые льготы и нужны в первую очередь?
- Надо произвести расчёты, но и без них я понимаю, что мы что-то выиграем. Честно вам скажу, зарплата у сотрудников нашей студии низкая, и люди работают на энтузиазме, просто из любви к профессии.
- Что государству нужно сделать, чтобы помочь создателям мультфильмов?
- Я глубоко убеждён, что должна быть государственная программа по развитию мультипликации. Её надо писать продуманно, и именно благодаря этому документу в России появится возможность и молодым стартовать в профессии, понимая, что есть перспектива, и мультипликаторов старшего поколения не оставить без внимания.
Я просто вижу, что большинство не понимает величайшее предназначение мультипликации, придавая ей утилитарный характер.
То есть власть обязана дать возможность зрителю увидеть всю клавиатуру наших возможностей: полнометражные фильмы, короткий метр и авторский кинематограф.- Последний востребован сегодня только на фестивалях?
- Так и есть, мало кто известен из авторов. Так вот чтобы никто не оставался в хвосте, было бы неплохо создать ещё специальную академию, которая бы растила кадры, чтобы не распалась связь времён, чтобы молодые, приходящие в мультипликацию, изучали опыт советских предшественников. Поверьте, там есть чему учиться и в наш компьютерный век.
- Мультипликация, по-вашему, вне политики?
- Однозначно, никакого отношения к миру политики она не имеет. Поэтому ничего, кроме смеха не вызвала у меня история с попыткой запретить мультфильм «Маша и Медведь» на Украине. Я просто вижу, что большинство не понимает величайшее предназначение мультипликации, придавая ей утилитарный характер.
- Что вы имеете в виду?
- Первое изображение в жизни, которое видит ребёнок — это мультфильм, и поэтому, как всякий продукт, как качественная вода, как хорошее молоко, он должен быть по-своему экологически чистым, безукоризненным. То есть всё в нём должно быть продуманно, взвешенно и профессионально. Дилетанты недопустимы.
- Желающих быть мультипликаторами много?
- Люди рвутся в профессию, я не преувеличиваю. Но постепенно понимают, что денег она им не принесёт, и уходят. Если отрасль будут подкармливать, глядишь, что-то изменится.
- Как вы относитесь к модным и прибыльным нынче мультсериалам?
- Без негатива. Мне всё равно, в каком формате снят тот или иной мультфильм. Главное, чтобы он был добрым, ненавязчиво учил детей чему-то, был весёлым. Вот, например, «Снежная Королева» — полнометражный мультфильм, снятый ещё пять лет назад, но очень мне запомнившийся. Там всё чисто и прозрачно — нет политики, нравоучений, а есть свет и добро.
И ещё, художникам помимо денег, время от времени нужна свобода. Когда они её чувствуют, то возможностей, поверьте, у них появляется больше для создания настоящих анимационных шедевров.