Можно ли оградить себя от спам-звонков
Как россиянам защититься от навязчивой рекламы с неизвестных номеров

Дело москвича, который отсудил у банка компенсацию за навязчивые рекламные звонки, вполне может стать прецедентом и массовой историей. Об этом в пятницу, 11 апреля, сообщили опрошенные «Парламентской газетой» эксперты. По их словам, по мере распространения информации об успешно выигранном деле в суд будут обращаться все больше людей, пострадавших от телефонного спама — а сами суды по мере накопления материала будут рассматривать такие иски быстрее и проще. Подробности истории, а также обзор существующих мер защиты от спама — читайте в нашем материале.
Мошенники, кол-центры, рекламные роботы
Напомним: как отмечается в определении коллегии Верховного суда по гражданским делам, с мужчиной, подавшим иск, связывался банк «Русский Стандарт» с предложениями оформить кредит. В конце концов истец обратился в суд, заявив, что постоянные звонки доставляли ему изрядное неудобство, отвлекали его от личных дел, причиняли беспокойство и нравственные страдания. Суды первых трех инстанций встали на сторону банка, однако Верховный суд указал, вина банка в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное, и направил дело на пересмотр. В итоге мужчина получил компенсацию в размере пяти тысяч рублей, а банк удалил его номер из базы контактов.
Массовые обзвоны могут преследовать самые разные цели. Так, еще в 2021 году аналитики Kaspersky Daily делили их на три категории:
- Рекламные роботы. Это автоматические программы обзвона с предварительном записанными сообщениями.
- Операторы кол-центров. Живые люди, обзванивающие базу контактов с целью продать кому-либо услуги или товары. В отличие от роботов операторы куда более навязчивы: зачастую они не слушают абонента, заученно проговаривая скрипт, а если сбросить вызов, пытаются перезванивать.
- Мошенники. Самая опасная категория, за последние пару лет разросшаяся до пугающих масштабов: так, еще в июне на заседании коллегии МВД, посвященном вопросам противодействия преступлениям, министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев отмечал, что доля дистанционных преступных деяний в общем криминальном массиве приблизилась к 40%.
От настроек телефона до государственных систем
Сегодня гражданам доступно множество способов защиты от спама. Так, отметил в разговоре с «Парламентской газетой» интернет-аналитик Эльдар Муртазин, самый простой и вместе с тем эффективный — настройка блокировки входящих звонков прямо в смартфоне.
«Сегодня любой смартфон обладает функцией формирования так называемого белого списка, — пояснил эксперт. — Способы его настройки могут разниться от модели к модели, но общий принцип такой: вы запрещаете дозваниваться до себя контактам, которые не находятся в вашей телефонной книге. Да, так можно ненароком пропустить и полезный звонок. Но, с другой стороны, это решается, например, при помощи мессенджеров — человек, который хочет вам позвонить, может сначала написать и уточнить, интересна ли вам его тема вообще или нет».
Другой способ — установка разного рода антифрод-приложений. Сегодня своих «телефонных защитников» предлагают как сами операторы связи, так и банки, и даже интернет-провайдеры. Какие-то из них бесплатны или входят в тарифные пакеты, какие-то требуют покупки или подписки. Однако здесь назвать какого-то бесспорного лидера крайне трудно. Так, антифродовые приложения операторов могут блокировать спам, но пропускать звонки и сообщения… самих операторов. Аналогично и с банками.

Наконец, проблему можно решить и на государственном уровне. В частности, недавно принятый Госдумой закон «О создании государственной системы противодействия правонарушениям с использованием информационно-телекоммуникационных технологий» предполагает наделение граждан правом установить запрет на массовые звонки и СМС-рассылки.
Как сообщал в ходе недавнего заседания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам статс-секретарь, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Иван Лебедев, для этого нужно будет зайти на «Госуслуги» и внести соответствующие изменения в свой профиль. При этом в процессе разработки закона матрицу массовых обзвонов, на которую будет опираться система-блокировщик, скорректировали так, чтобы она не реагировала на действительно важные звонки — например, от МЧС или других экстренных служб. Такие вызовы будут проходить как обычно.
Как отметил в разговоре с «Парламентской газетой» председатель Совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко, есть вероятность, что в будущем эту систему расширят.
«Когда закон только прорабатывали, обсуждалось предложение установить механизм не запрета, а саморазрешения, — пояснил эксперт. — То есть по умолчанию запретить операторам торговать персональными данными клиентов и совершать массовые обзвоны. Однако в дальнейшем от этого механизма решено было отойти».
А вот что касается истории с компенсацией морального вреда, то, по словам Германа Клименко, есть все шансы на то, что она со временем станет массовой.

«Основная проблема борьбы с последствиями массовых спам-звонков заключается в том, что люди, избавившись тем или иным образом от главного раздражителя, просто эту историю бросают, — заключил эксперт. — Поэтому до последнего времени у нас было очень и очень мало случаев, когда пострадавший человек пошел дальше и обратился в суд. И хоть у нас официально нет прецедентного права, есть вероятность, что система государственной защиты теперь по крайней мере будет в курсе о том, что такие ситуации могут возникнуть. И люди будут в курсе. А значит, они будут активнее бороться за свои права и чаще обращаться в суд, а соответствующие дела по мере накопления материала рассматриваться быстрее и проще. Что в конечном итоге может привести к дополнительному сокращению спам-обзвонов и массовых рассылок в принципе — компании будут просто бояться это делать».