Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Может ли учитель отказаться от классного руководства

На вопросы читателей «Парламентской газеты» отвечают эксперты Российской академии образования

13.04.2024 16:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Может ли учитель отказаться от классного руководства
Наталья Бондаренко. © пресс-служба Российской академии образования

Чем кормить студентов, если нет столовой, могут ли приказом назначить председателем комиссии или классным руководителем и сколько платников может набрать колледж — ответы на эти и другие вопросы читателей публикуем в совместной рубрике «Парламентской газеты» и Российской академии образования «Образование: право возможностей». О правилах и нормах учебного процесса рассказывает руководитель Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО Наталья Бондаренко

- В нашем колледже уже два года не работает столовая. Дети приносят еду из дома или заваривают на перемене лапшу. Микроволновок, чтобы дети разогрели еду, нет. Но есть кулеры на этажах с холодной и горячей водой. Может ли колледж работать без столовой?

- Частью 15 статьи 28 закона «Об образовании» образовательные учреждения должны создавать необходимые условия для охраны и укрепления здоровья, организации питания учащихся и работников. Также из части 1 статьи 37 закона следует, что организация питания возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 установлено, что, если дети или молодежь пребывают в школе или колледже более четырех часов, необходимо обеспечить им горячее питание (пункт 1.9).

При этом форма организации питания может быть разной. В письме Минпросвещения от 31.08.2020 № ГД-1357/09 есть соответствующие рекомендации. Это может быть:

  • доставка готовых блюд из предприятий общественного питания,
  • доставка готовых блюд из школьных столовых (комбинатов школьного питания),
  • организация горячего питания на базе предприятий общественного питания.

Таким образом, колледж может работать без столовой, если будут обеспечены условия для организации горячего питания учащихся, например небольшой кафетерий, вендинговые аппараты и другое.

Российский триколор станет обязательным элементом автономеров

- У нас в колледже уволилась преподаватель, которая была председателем предметно-цикловой комиссии (ПЦК). Администрация предложила занять эту должность одному из четырех педагогов, но все отказались, ссылаясь на большую загруженность. Тогда администрация назначила председателем ПЦК одного из этих учителей приказом. Законно ли это? От какой дополнительной нагрузки в принципе можно отказаться?

- Руководство предметно-цикловой комиссией, согласно квалификационным характеристикам должностей работников образования, утвержденным приказом Минздрава от 26 августа 2010 года № 761н, не входит в прямые должностные обязанности педагогических работников и, следовательно, является дополнительной.

К дополнительной работе также относятся классное руководство, проверка письменных работ, заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководство методическими комиссиями и другая работа.  

Выполнение дополнительной работы, связанной с образовательной деятельностью, осуществляется по приказу руководителя образовательной организации за дополнительную оплату и с письменного согласия педагогического работника. Указанные требования установлены статьей 60.2 Трудового кодекса. В случае отсутствия письменного согласия работника на выполнение дополнительной работы издание приказа работодателем является незаконным.

Дополнительно информируем, что педагогический работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, письменно предупредив об этом другую сторону не позднее чем за три рабочих дня.

В Москве задержали пятерых человек, выдававших мигрантам поддельные документы

- Каким должно быть соотношение бюджетников и платников в колледже? У нас тех, кто учится за деньги, больше половины. Число учебных кабинетов не рассчитано на такое количество студентов. В итоге занятия ставят одновременно в трех-четырех группах, а под проведение отводят актовый зал, где нет парт, досок, необходимой техники. Законно ли это?

- Статьи 100-101 закона «Об образовании» предусматривают осуществление образовательной деятельности как за счет бюджетных средств, так и за счет средств физических и юридических лиц. При этом максимально возможное соотношение лиц, обучающихся за счет бюджетных или частных средств, не установлено. Таким образом, каких-либо ограничений количества бюджетников и платников нет.

© freepik.com

Организация учебного процесса в колледже регулируется приказом Минпросвещения от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» и локальными актами учреждения.

Согласно пункту 29 приказа, численность учащихся в группе определяется с учетом требований санитарных правил и норм к площадям помещений, используемых для занятий. Исходя из специфики образовательной организации учебные занятия и практика могут проводиться с группами различной численности и отдельными учащимися, а также с разделением группы на подгруппы.

Таким образом, действующие нормативные акты допускают возможность проведения занятий путем объединения одновременно нескольких групп. Вместе с тем, безусловно, учебные помещения должны быть оснащены в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и требованиями СанПиН.

Миссия НАТО на Украине: чем ответит Россия

- Я работающий пенсионер, по окончании этого учебного года хочу уйти на пенсию. Об этом я предупредила администрацию. Там просят написать заявление на увольнение в конце июня — по окончании учебного года. Получу ли я отпускные в этом случае? Могу ли я написать заявление в августе — после каникул?

- Трудовые договоры с педагогическими работниками могут быть расторгнуты по общим и дополнительным основаниям. В данном случае основанием для увольнения является инициатива работника в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса.

Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) регулируется статьей 80 этого документа. На основании части 1 этой статьи работник может расторгнуть трудовой договор, письменно предупредив об этом работодателя не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен ТК или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.

Часть 1 статьи 140 устанавливает, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. Частью 1 статьи 127 ТК предусмотрено, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Таким образом, написать заявление можно в любое время. В случае ухода в отпуск до увольнения будут выплачены отпускные, а если отпуск не использован, то при увольнении положена компенсация за все неиспользованные дни отпуска.

Читайте также:

• Депутат Казакова предложила оценить санитарные нормы в школах • Продажу бургеров и картошки фри рядом со школами просят ограничить