Морозов: следить за психическим здоровьем учеников должны в том числе школьные медики
Различные психические расстройства выявлены почти у 900 тысяч несовершеннолетних жителей России, ежегодно впервые такие диагнозы ставятся примерно 20 тысячам подростков в возрасте 15-17 лет. Такие данные привела уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова на «круглом столе», организованном Комитетом Госдумы по охране здоровья.
«Диагноз «умственная отсталость» выявляются у 3,5 тысячи подростков в возрасте 15-17 лет», — отметила детский омбудсмен.
Решить проблемы в системе оказания психиатрической помощи детям необходимо системными мерами, отмечают эксперты.
«Формирование психического здоровья ребёнка происходит под влиянием семьи и общества, причём семьи — в первую очередь», — подчеркнул председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов.
Важную роль в профилактике психических расстройств могли бы сыграть и медработники в школах, уверен депутат. «Грамотная диагностика психического здоровья, состояния нервной системы тех детей, которые растут у них на глазах — не это ли находится среди первостепенных задач школьных медиков?», — поинтересовался парламентарий.
Морозов напомнил, что в настоящее время к первому чтению в Госдуме готовится законопроект о школьной медицине, призванный усовершенствовать медицинское сопровождение учебного процесса.
По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николая Говорина, в сфере охраны психического здоровья детского населения специалистам «явно не хватает конструктивного межведомственного взаимодействия, и соответственно, правового регулирования этого взаимодействия».
«Дефицит детских психиатров в стране приводит к тому, что проблемами психического здоровья детей занимаются «взрослые» психиатры, неврологи, психологи, даже педиатры. Но насколько профессионально сегодня готовы эти специалисты решать сложные вопросы детской психиатрии, насколько они мотивированы этим заниматься, — большой вопрос», — признал парламентарий.
Как отметил Говорин, подавляющая часть пограничных нервно-психических невыраженных расстройств, особенно в сельской местности, выявляется только с начала школьного обучения. «И именно эти расстройства лежат в основе школьной дезадаптации», — отметил он.
В этой связи от возвращения полноценной школьной медицины зависит очень многое, указал депутат.
«Образовательная среда пока не является местом психологической безопасности, — подчеркнул Николай Говорин. — Хронические психофизиологические нагрузки школьников, эмоциональный стресс также ведут к школьной дезадаптации, особенно у детей с церебральной органической недостаточностью, а таких детей фактически 30 процентов среди школьников младших классов».