Молодых людей научат быть полезными обществу
Служить общим целям можно в качестве волонтеров или благотворителей, а также реализуя свои социальные или профессиональнее проекты
Владимир Путин поручил Минобразования совместно с Минтрудом, Росмолодежью и Ассоциацией волонтерских центров к 1 сентября разработать и включить в программы вузов курс «Обучение служением». Об этом сказано в перечне поручений главы государства по итогам заседания Госсовета, который состоялся в декабре 2022 года. Документ опубликован на официальном сайте президента. Что означает новое понятие и для чего такой обучающий модуль нужен в учебном процессе, разбиралась «Парламентская газета».
В гуманистических целях и по доброй воле
Еще в 2020 году Ассоциация волонтерских центров разработала и опубликовала методическое пособие «Обучение служением». Как в нем говорится, это образовательная технология, которая помогает молодым людям «развитию интереса к поиску своей личностной уникальности, построению индивидуальной траектории профессионального роста». Речь идет не только о формировании компетентного в своей области специалиста, но и о том, что обучение служением позволяет «прямо здесь и сейчас взять человеку ответственность за свою жизнь, свое окружение и территорию своего проживания».
Причем, как уверены авторы методички, служение — это деятельность, подчиненная гуманистическим ценностям. Ее основные виды в современном мире — благотворительная, добровольческая, миротворческая и правозащитная. А новая методика призвана объединить процесс обучения в школе, колледже или вузе и вовлечь молодежь в решение социальных проблем общества, которые тесно связаны с изучаемым предметом. Создатели пособия убеждены, что делать это можно только на добровольной основе.
Например, в школе это могут быть социальные или индивидуальные проекты, дополнительное образование, школьное самоуправление. Так, например, происходит в московской школе № 1357, где есть программы дополнительного образования «Основы социального проектирования и конструирования» для школьников 14-18 лет, объединение «Я — доброволец», в котором участвуют подростки от 11 до 17 лет.
А в университете обучаться служением ребята могут через социальную практику, наставничество, стажировки, исследовательские проекты. Так, студентки Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна в своем проекте LimitlessFashion применили свои профессиональные знания для создания уникальной коллекции платьев, учитывающей особенности детей с ограниченными возможностями.
Повышать социальную активность и ответственность молодых людей сейчас особенно важно, отметил в разговоре с «Парламентской газетой» один из рецензентов пособия, председатель Комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев. По его словам, внедрение в образовательный процесс практики профессионально ориентированных проектов поможет студентам принести пользу своему региону и получать опыт работы, еще обучаясь в вузе.
Благие дела в интересах общества
Авторы пособия уточнили, что новую методику в образовательных учреждениях можно реализовать, создав несколько условий. К примеру, чтобы добиться компетентности всех его участников, для педагогов можно проводить курсы повышения квалификации, а для обучающихся и их родителей — волонтерские курсы, деловые игры, участие в общем стратегическом планировании волонтерской деятельности.
Для поощрения волонтерской деятельности можно ввести символическую систему, награждая активистов грамотами, организовывая для них экскурсии, тренинги, предоставляя образовательные услуги. Важно и признание результатов активной волонтерской работы в карьерном портфолио, ее учет в социальной характеристике.
Одно из важных условий волонтерской деятельности образовательной организации — это плотное общение с местными сообществами. Это могут быть центры социального обслуживания населения, объекты культуры и экологии, некоммерческие благотворительные организации. В таких организациях важно создать для ребят возможность приложить силы, занимаясь добровольчеством.
«Это очень важное направление работы», — считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. По ее словам, значительная часть добровольцев — студенты, но их может стать еще больше. «Я часто посещаю вузы, общаюсь с ребятами и сталкиваюсь с тем, что они очень хотят помогать, но не знают, куда свои силы приложить. Поэтому идея интегрировать добровольчество в образование очень разумна и поможет приобщить молодежь к волонтерской работе, научит их думать не только о своих интересах, но и об интересах общества», — поделилась своими мыслями парламентарий.
Читайте также:
• Я не прогульщик — я волонтер!
Делать добро и приобретать опыт
По мнению Артема Метелева, «обучение служением» важно и для будущего трудоустройства. Ведь молодому человеку трудно сразу после диплома найти работу. Работодатели всегда хотят нанять более опытного сотрудника. «Не нужно заламывать им руки и убеждать трудоустроить выпускника вуза. Нужно сделать так, чтобы у последнего этот опыт уже был. Мы предложили использовать подход, когда студенты закрепляют теоретические знания на практике через реализацию общественных проектов», — пояснил политик. Таким образом, студенты приносят пользу людям и развиваются как личности, подчеркнул Метелев.
С этим согласна и член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова. По ее мнению, идея очень актуальная. Новый курс будет полезен всем, кто заинтересован в своем профессиональном развитии и готов к добрым делам. «Так называемое образование через ответственность поможет развить у студентов созидательное мировоззрение», — считает депутат.
Такие примеры уже есть. Так, одна из студенток в своем проекте рассказывает о профилактике и лечении онкологии сотрудницам различных предприятий. Другая — создала мобильное приложение подбора собак из приютов. Будущие педагоги бесплатно занимаются с отстающими школьниками математикой, русским и английским, а будущие журналисты придумали социальную рекламу для некоммерческих организаций.
Ещё материалы: Владимир Путин, Артем Метелев , Лариса Тутова , Яна Лантратова