Все о пенсиях в России

вчераПарламентарии Ямала предлагают устранить правовые коллизии в вопросах пенсионного обеспечения северян

29.10.2024Инвестировать пенсию в НПФ можно будет на «Госуслугах»

29.10.2024Сенатор Епифанова поддержала идею снизить пенсионный возраст для тружеников села

Могут ли камеры снизить аварийность на дорогах?

В ЛДПР предлагают освободить водителей от уплаты штрафов, если им не сообщили о них на портале госуслуг

20.08.2019 18:54

Автор: Марина Третьякова

Могут ли камеры снизить аварийность на дорогах?
Фото: Агентство городских новостей «Москва»

Данные о наличии штрафа за нарушение ПДД, зафиксированное автоматическими камерами, необходимо в обязательном порядке размещать на портале госуслуг, а если этого не происходит в десятидневный срок, то водители должны быть освобождены от ответственности. Так считают депутаты из фракции ЛДПР, которые 20 августа внесли в Госдуму законопроект с соответствующими поправкам в Кодекс об административных правонарушениях. По словам соавтора инициативы Вадима Деньгина, просроченные уведомления лишают водителей возможности уплатить штраф с 50-процентной скидкой, чем владельцы камер могут пользоваться намеренно. Как это влияет на уровень безопасности дорожного движения?  

Это большой бизнес

Законопроект разработан группой депутатов из фракции ЛДПР во главе с вице-спикером Госдумы Игорем Лебедевым. Они предлагают прописать в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП), что информация о штрафах за нарушения в области дорожного движения должна размещаться в личном кабинете гражданина на портале госуслуг, причём с указанием даты публикации уведомления. Если в течение десяти дней с момента фиксации нарушения уведомление не появится на сайте, то автолюбитель освобождается от ответственности.

Какие изменения ждут водителей

Свою инициативу авторы аргументируют тем, что в последнее время водители всё чаще стали получать «письма счастья» за нарушения, зафиксированные полгода или год назад. При этом в установленный срок им не направляли экземпляры постановления, в том числе в форме электронного документа на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

«Программное обеспечение некачественное, а может, сотрудники неправильно наладили работу. Но это их проблемы, а не проблемы водителей. Это разгильдяйство и желание заработать на наших гражданах», — сказал «Парламентской газете» соавтор инициативы, член Комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин.

Он предположил, что просроченные уведомления о штрафах чаще могут приходить от передвижных камер, которые зачастую не обозначаются предупредительными табличками. «В том числе такие задержки с уведомлением фактически вынуждают граждан платить полную стоимость штрафа, они не могут воспользоваться 50-процентой скидкой за оперативную оплату. Это же большой бизнес», — подчеркнул депутат.

Количество штрафов «от камер» растёт

Сегодня на дорогах России работает больше 12 тысяч стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений и ещё свыше четырёх тысяч передвижных, сообщал начальник ГИБДД Михаил Черников 2 августа на заседании у вице-премьера Максима Акимова. За первые полгода 2019 года при помощи камер было вынесено 52 миллиона постановлений на общую сумму 35 миллиардов рублей. Из них уже исполнен 41 миллион постановлений на сумму 16 миллиардов рублей.

Вадим Деньгин. Фото: пресс-служба Государственной Думы

При этом количество постановлений о неоплаченных штрафах ГИБДД увеличилось за пять месяцев 2019 года на 3,5 миллиона по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Соответственно, выросло и число неплательщиков, обратил внимание зампред Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский.

«Службы не успевают обрабатывать такой массив информации, поэтому водители и стали получать штрафы, зафиксированные полгода или даже год назад», — сказал он «Парламентской газете».

Вместе с тем тот факт, что депутаты вносят на рассмотрение палаты законопроекты, затрагивающие сферу работы дорожных камер, говорит о том, что эта тема стала сегодня одной из ключевых в повестке дня, считает парламентарий.

Владимир Афонский. Фото: Юрий Инякин / ПГ

По словам Афонского, негодование в обществе автомобилистов вызывает и тот факт, что большинство постановлений выносится с использованием передвижных камер, стандарты установки которых практически невозможно проконтролировать. Поэтому водители и не желают оплачивать такие штрафы.

Камера — средство предупреждения или вынуждения?

При этом в Минэкономразвития не согласны с тем, что частные устройства фотовидеофиксации устанавливаются в местах с наибольшим числом нарушений Правил дорожного движения (ПДД), а не в местах концентрации аварий, чтобы получить большую прибыль.

По данным ведомства, 43 процента структур, которые владеют камерами, — это частные компании, которые заключают с властями концессионные соглашения. И их заработок напрямую зависит от количества снятых штрафов. Однако такой формат всё же влияет на снижение аварийности на дорогах. Так, если в среднем при установке средств фиксации количество ДТП сокращается на 13 процентов, то в случае с камерами концессионеров безопасность движения повышается на 19 процентов.

Дорожные камеры запретят прятать в кустах
Эти данные также приводились в ходе заседания у вице-премьера Максима Акимова. Правда, там же глава Госавтоинспекции обратил внимание, что в ряде регионов есть проблемы с организацией автоматической фиксации нарушений. Он назвал вполне обоснованными претензии водителей к тому, где и каким образом подчас устанавливают такие устройства. Речь идёт о случаях, когда «под камерой» неправильно установлены знаки или специально занижается скоростной режим. Это, по сути, вынуждает водителей нарушать.

«Если камера стоит без опознавательных знаков, если она прячется за столбом, то это создаёт аварийную ситуацию, — добавил депутат Вадим Деньгин. — Ведь человек резко даёт по тормозам, внезапно увидев её. Обычно это происходит в левой полосе, которая скоростная, и в итоге создаётся крайне опасная аварийная ситуация».

То, что зачастую камеры фото- и видеофиксации устанавливаются некорректно, — это факт, как и то, что в ряде регионов они используются как средство пополнения бюджета и способ заработка частными компаниями,  отмечает депутат Владимир Афонский.

«Никто не будет спорить и о том, что необходимо контролировать соблюдение водителями скоростного режима. Но я уверен в том, что камеры не должны быть средством зарабатывания денег. Комплексы фото- и видеофиксации на дорогах должны быть средством обеспечения безопасности дорожного движения и профилактики ДТП», — резюмировал он.

Комплексы фото- и видеофиксации на дорогах должны быть средством обеспечения безопасности дорожного движения и профилактики ДТП.

Вероятно, именно поэтому Максим Акимов в ходе заседания предложил регионам отказаться от такой практики размещения частных камер. До 1 сентября Минтранс совместно с ГАИ и Росавтодором должны разослать в субъекты методические рекомендации по определению мест установки автоматизированных комплексов фиксации нарушений ПДД. По поручению вице-премьера в документ должен быть включён тезис об изменении формулы расчёта вознаграждения концессионеров. А до 1 февраля 2020 года, по поручению президента РФ Владимира Путина, Правительство должно будет решить вопрос с отменой штрафов, зафиксированных камерами, размещёнными с нарушением требований.