Мобильным приложениям хотят запретить «пушить»
Вместе с рекламой можно пропустить действительно важные уведомления, предупредили эксперты
Интернет-магазины, новостные агрегаторы, мессенджеры и другие мобильные приложения смогут присылать push-уведомления пользователю только с его согласия. Предложенные Федеральной антимонопольной службой изменения в Закон «О рекламе» проходят общественное обсуждение. Регулятор стремится ограничить назойливую рассылку, но вместе с ней абонентам могут приходить и полезные сообщения, и разделить их невозможно, предупредили опрошенные «Парламентской газетой» эксперты. Да и попадут под новый закон только отечественные компании, а зарубежные как рассылали что хотели, так и будут.
Реклама есть — закона нет
Любой пользователь смартфона сталкивается с push-уведомлениями много раз в день. Оповещение о новом сообщении в Telegram или WhatsApp, обновление статуса посылки из маркетплейса, срочная новость в информационном агрегаторе. А еще — бесконечные напоминания об уникальных акциях, распродажах, последних днях действия скидок и так далее. Отправлять «пуши» могут и мобильные операторы: так они информируют клиента об изменениях тарифа или по его запросу сообщают баланс счета.
Приложения и мессенджеры давно стали полноценными площадками для распространения рекламы, но в законе этот факт до сих пор не отражен, констатировали в ФАС. А значит, государство не может ни ограничивать такие рассылки, ни хоть как-то их контролировать, ни даже оценить примерный объем коммерческих сообщений нового типа. Ясно одно: он огромный, и с этим нужно что-то делать. Поэтому в ФАС предложили законодательно закрепить возможность рекламы товаров и услуг посредством push-уведомлений только с согласия пользователей. Это позволит людям отказываться от получения нежелательной рекламы, отметили в ведомстве. Разрешать или запрещать «пуши» клиент будет при первом использовании приложения, но в любой момент сможет изменить решение.
Как отключить и не потерять
Устранить правовую неопределенность и узаконить новый канал коммуникации между распространителями информации и ее потребителями необходимо, считает зампред IT-комитета Госдумы Антон Горелкин. Однако, защищая права потребителей, важно не навредить интересам бизнеса, отметил он. Возможность запрещать push-уведомления не лишит владельцев приложений этого способа взаимодействия с клиентами, но они наверняка станут избирательнее в рассылках, чтобы не вынуждать людей их блокировать.
Большинство приложений при установке на смартфоны уже сейчас спрашивают согласие на отправку уведомлений — эта информация содержится в объемном пользовательском соглашении, но функцию отключения «пушей» все же нельзя назвать безусловно явной для большинства пользователей. То есть ее хотят сделать более понятной, чтобы человек знал, на что подписывается. Об этом «Парламентской газете» сказала член Ассоциации антимонопольных экспертов Татьяна Каменская: «Зачастую люди даже не догадываются, что им будет приходить реклама, когда устанавливают новую программу».
Массовых жалоб на «пуши» от пользователей никогда не было, а отключить их в любом смартфоне можно и сейчас нажатием пары кнопок, рассказал «Парламентской газете» телеком-эксперт Эльдар Муртазин. Есть только одно но: в одном и том же приложении могут приходить полезные информационные и назойливо рекламные сообщения, и часто разделить их невозможно. «Полностью заблокировав «пуши», человек лишится возможности получать напоминания, которые нужны, — объяснил Муртазин. — Думать надо над тем, как отделить спам от полезных уведомлений».
Читайте также:
• Кем создаются интернет-фейки против России • Госуслуги в Telegram и WhatsApp не придут
Ограничение для своих
В среднем пользователь смартфона открывает около десяти приложений в день. Но установлено на телефон гораздо больше, и, чтобы люди не забывали об их существовании, программы периодически напоминают о себе. По другой, правда, заграничной статистике, больше восьмидесяти процентов людей делают покупки в реальных магазинах после того, как им отправили push-сообщение о начале новой акции или о поступлении товара, которым они интересовались. А еще «пуши» помогают компаниям выходить на контакт с бывшими клиентами — и удерживать их, что в маркетинге считается делом более сложным, чем привлечение новых.
Бизнесмены сегодня научились делать умные «пуши», когда в небольшом окошке помещается информация, которая точно заставит открыть приложение. Запретишь такие сообщения — и будто нет такой программы. Вот только удар на себя примут российские компании, ведь это их приложения в первую очередь будет контролировать ФАС, предположил Эльдар Муртазин. Зарубежные площадки продолжат и дальше, как ни в чем не бывало, слать нашим людям все, что захотят.
Закон, обязывающий зарубежных IT-гигантов создавать российские представительства, чтобы лучше за ними следить, приняли в 2021 году. В список «на приземление» попали четырнадцать компаний, но, судя по данным на сайте Роскомнадзора, полностью требования регулятора выполнили только пять из них. Остальные числятся в должниках, то есть властям до них труднее дотянуться. Очень может статься, что и с принятием поправок в закон о рекламе иностранцы не захотят отключать свои «пуши».
Ещё материалы: Антон Горелкин