Мобильные операторы не смогут навязывать услуги абонентам

Об изменении тарифного плана клиенту сообщат заранее, чтобы он успел отказаться от лишних опций

11:09  Автор: Дмитрий Литвинов

Мобильные операторы не смогут навязывать услуги абонентам
  © Тимур Ханов/ПГ

Заключить договор с мобильным оператором можно через портал госуслуг, там же подать заявление о переносе номера телефона от одного оператора к другому. Компании вправе внести изменения в тариф абонента, но обязаны предупреждать его об этом, как и о дополнительных услугах, от которых можно отказаться до того, как спишутся деньги. «Парламентская газета» изучила новые правила оказания услуг телефонной связи, которые вступили в силу 1 сентября 2024 года.

Операторы пропишутся на «Госуслугах»

Предыдущая редакция правил действовала с 2015 года и во многом не учитывала сложившиеся реалии, хотя в документ несколько раз вносили изменения. Новые правила будут действовать в течение шести лет, они регулируют отношения между абонентом или пользователем услуг телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, подвижной связи в сети общего пользования.

При подключении к сети выбранного оператора абонент заключает с ним договор. У человека появится право выбора — предъявить оператору связи документ, удостоверяющий личность, в бумажном виде либо предоставить сведения о себе с помощью портала госуслуг. Там же, на госсайте, появится раздел, в котором появится информация обо всех действующих договорах. Напомним, в 2024 году в России приняли закон, ограничивающий количество SIM-карт, которыми может владеть гражданин, — не больше двадцати.

По новым правилам оператор вправе извещать абонентов об изменении действующих тарифов и о взаиморасчетах через личный кабинет на сайте при наличии технической возможности. При этом услуги, указанные в составе тарифного плана при заключении договора, будут являться подключенными с согласия абонента. То есть компания не сможет подключить новую услугу и начать списывать за нее деньги, пока владелец телефонного номера не даст на это согласия, объяснил «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по информационной политике Антон Немкин. Эта проблема, по его словам, обсуждалась давно: некоторые операторы хитрили — не повышали плату за тариф, но брали дополнительные деньги за пользование услугами, о которых пользователь мог не знать.

«Теперь такого не будет, — уверен депутат. — Оператор обязан сообщить о подключении дополнительных услуг по SMS, голосовым вызовом и уведомлением в личный кабинет не меньше чем за десять дней до начала их работы. Абонент же вправе отказаться от получения информации об изменении тарифов в виде SMS, но должен предоставить иной способ извещения об изменениях».

В Минздраве рассказали, как протекает «болезнь вейперов» EVALI

В борьбе с мобильной анонимностью

Все операторы должны обеспечить возможность бесплатно звонить по номерам экстренных служб, а с 1 сентября — еще и по номерам информационно-справочных служб Министерства обороны РФ.

Абонент может самостоятельно выбрать способ получения счета за услуги связи — на адрес электронной почты, через личный кабинет или в бумажном виде на почтовый адрес. Допускается предоставление счета или информации о задолженности через личный кабинет на госуслугах, если абонент там зарегистрирован.

Если абонент не пользуется услугами связи в течение определенного договором периода, но не меньше 90 дней, такие действия признаются направленными на расторжение договора по инициативе абонента, объяснили суть вступающих в силу изменений в Роспотребнадзоре.

Еще одно нововведение: с 1 сентября заявление о перенесении абонентского номера можно подать через «Госуслуги», при переносе номера теперь не обязательно указывать место жительства. Эта услуга бесплатная, напомнил Антон Немкин. «Абонент вправе определить дату и время, когда новый оператор должен будет начать оказание услуг связи с использованием перенесенного абонентского номера», — отметил депутат.

И, наконец, новое для корпоративных клиентов: операторы получили право не начинать обслуживание по SIM-картам юрлиц, если нет данных о сотрудниках, которым они выданы, или сведения являются недостоверными. «Это шаг, направленный на борьбу с мошенничеством, с анонимностью, которая развязывает руки злоумышленникам», — заключил Антон Немкин.

Читайте также:

• Интернет-провайдерам указали их место