Многодетных отправили на бесплатные дороги
Льготный проезд по платным трассам пока не могут организовать из-за технических сложностей, сообщили в Минтрансе
Включить многодетных родителей в список льготных категорий, которым положен бесплатный проезд по платным дорогам, затруднительно в силу технических особенностей работы систем оплаты. Кроме того, это может быть не предусмотрено действующими концессионными соглашениями с частными инвесторами. Такой ответ на предложение сделать проезд по платке свободным для многодетных семей получила от Минтранса депутат Госдумы Татьяна Буцкая. Копия документа есть в распоряжении «Парламентской газеты». В Госдуме решили дальше искать путь, чтобы все же ввести льготу, — решением может стать изменение законодательства, выдача льготникам специальных устройств и введение компенсации платы за проезд.
Школьным автобусам уже разрешили
По закону бесплатно ездить по платным дорогам могут, например, школьные автобусы, почтовые машины и спасательные службы. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая предложила Минтрансу рассмотреть возможность распространить льготу и на многодетные семьи. По ее словам, для больших семей автопутешествия — это один из самых доступных способов отдохнуть, и нужно, чтобы они могли ездить по России быстро и с комфортом, что особенно важно, если дети маленькие или плохо переносят дорогу. «Тем более что отдых и так обходится дорого — бензин многодетным никто дешевле не продаст, а доступных номеров на пять, шесть, семь мест в гостиницах нет», — сказала депутат «Парламентской газете».
В конце сентября депутат получила ответ, подписанный заместителем директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса Ренатом Гайнетдиновым. В нем говорится, что льготный проезд по платным дорогам для многодетных не предусмотрен действующим законодательством. К тому же часть платных участков эксплуатируют на основе концессионных соглашений с частными партнерами, а условия соглашений, включая плату за проезд, «безосновательно не могут быть пересмотрены». Экономить же на проезде предложили за счет программ лояльности и абонементов.
Кроме того, оказание мер социальной поддержки «затруднительно в силу технических особенностей работы действующих систем сбора платы», отметили в министерстве. Оборудование не может разграничить разные категории пользователей, оно способно распознавать только вид транспорта в зависимости от его габаритов и количества осей.
А транспондеры — устройства, которое позволяют проезжать пункты оплаты без остановки, — привязаны к конкретной машине, и определить, кто в ней сидит, пока невозможно, не остановив машину и не проверив личность водителя, пояснил «Парламентской газете» эксперт по камерам видеофиксации Григорий Шухман.
«Парламентская газета» отправила запрос в Минтранс, чтобы выяснить, планируют ли усовершенствовать оборудование, но на момент публикации материала ответ не поступил.
Но все же технически воплотить идею в жизнь не так сложно, сказал нашему изданию председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов. «Можно выдать специальные транспондеры с определенным лимитом поездок либо компенсировать затраты при представлении платежных документов», — пояснил он. Так что, по его словам, все упирается в деньги — к такому выводу пришли на июльском совещании комитета, где участвовали и представители Минтранса. «Пока вопрос окончательно не решен, но мы не будем останавливаться», — сказал он, добавив, что у ЛДПР есть законопроект о льготах на проезд, но в первую очередь надо продолжить диалог с Правительством, чтобы найти источник средств. Причем, убежден он, льготу при проезде по платкам надо дать сразу нескольким категориям водителей — инвалидам, людям, перевозящим детей-инвалидов, участникам СВО, когда они едут в отпуск и обратно, членам семей погибших военнослужащих, ветеранам спецоперации и многодетным родителям.
Начать со статуса
Решение об использовании платной дороги или платного участка могут принять, только если есть альтернативный бесплатный проезд, также отметили в Минтрансе. «Таким образом, выбор использования платных дорог или альтернативных бесплатных участков автомобильных дорог остается за пользователями автомобильных дорог», — говорится в ответе.
По сути, многодетные семьи отправили на бесплатные дороги, сказала Татьяна Буцкая. «Но это не тот подход, с которым мы можем согласиться, и мы будем добиваться глубокой проработки вопроса», — сказала депутат.
По ее мнению, помочь может принятие закона или указа президента о едином статусе многодетных семей. Пока понятие многодетности разнится от региона к региону. «Надо, чтобы у нас не получилось так, что за первые сто километров дороги семья не платит, а за вторые с нее взимают плату», — сказала парламентарий. Уже после этого можно будет внести поправки в закон об автодорогах, чтобы предусмотреть федеральную льготу, считает она. «Параллельно изучим, где какая система оплаты, составим план платных дорог России, посмотрим, кому они принадлежат, как регулируются, чтобы, когда появится статус многодетных, у нас уже было готовое решение», — отметила Татьяна Буцкая. По ее словам, займутся этим вместе с депутатами комитета по труду, регионами и владельцами автодорог, в том числе коммерческими операторами.
Читайте также:
Ещё материалы: Татьяна Буцкая, Ярослав Нилов