Минюст отказался повышать старые штрафы, но ввёл новые
В обновлённый проект КоАП включили ответственность за лающих по ночам собак и неисправную автосигнализацию
По итогам публичного обсуждения Минюст доработал проект нового Кодекса об административных правонарушениях, первоначальную редакцию которого за «излишнюю репрессивность» в феврале забраковали законодатели. В улучшенной версии штрафы остались на прежнем уровне, вводится презумпция невиновности, ужесточаются требования к установке дорожных камер, а ночных нарушителей тишины приравняли к мелким хулиганам. Однако последняя новелла проекта КоАП вновь вызвала критику парламентариев.
Как запретить собаке лаять
За нарушение тишины в период с 23:00 до 7:00 утра в новом кодексе предлагается предусмотреть отдельный состав со штрафом две тысячи рублей либо предупреждение. Наказание можно будет наложить как за «активное» нарушение порядка, так и за бездействие по предотвращению шума. Таким образом, могут наказать владельцев лающих по ночам собак, а также тех, кто не принимает меры по отключению неоднократно сработавшей сигнализации автомобиля.
По мнению главы Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова, с новой нормой разработчики переусердствовали в борьбе за тишину, так как она позволяет штрафовать всех подряд.
«Две трети моего избирательного округа — деревни: в каждом дворе есть собаки, которые могут «разговаривать» всю ночь, — пояснил депутат «Парламентской газете». — Всю деревню штрафовать?» Также законодатель не считает возможным наказывать владельцев лающих в квартире животных. «Собака может быть больна, разве ей можно объяснить в этой ситуации, что шуметь нельзя? Либо эта норма не будет работать, тогда зачем она такая нужна, либо она будет по-разному трактоваться», — отмечает Владимир Бурматов.
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас заметил, что неопределённость предлагаемой нормы является коррупциогенным признаком.
«Безусловно, тишина и спокойствие граждан в ночное время должны быть законодательно защищены. Вместе с тем под этим благим намерением мы видим попытки внести в административное законодательство изменения, противоречащие не только духу закона, но и здравому смыслу», — подчеркнул сенатор.
Презумпция невиновности
В обновленную версию проекта КоАП вошло предложение о презумпции невиновности привлекаемых к ответственности до административного расследования. По словам первого зампреда Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова, это крайне важно, поскольку в своё время, когда смертность и аварийность на российских дорогах была очень высокой, этот принцип из лучших побуждений отменили.
«К чему это привело, все автомобилисты знают, — отмечает депутат. — И поскольку в административном судебном процессе нет ещё и стороны обвинения, то эту несвойственную и принципиально неправильную роль берёт на себя судья, что при отсутствии принципа презумпции невиновности является залогом обвинительного уклона».
Поскольку в административном судебном процессе нет ещё и стороны обвинения, то эту несвойственную и принципиально неправильную роль берёт на себя судья, что при отсутствии принципа презумпции невиновности является залогом обвинительного уклона.
Водитель сегодня всегда изначально виноват, должен оправдываться, а инспектор ГАИ выступает в качестве свидетеля и зачастую не утруждает себя вескими доказательствами вины. Суд же априори исходит из того, что инспектор — человек государев и врать не будет.
Также авторы проекта после публичного обсуждения сделали обязательной замену административного штрафа на предупреждение за первое административное правонарушение, которое не считается грубым. В предыдущей редакции проекта КоАП решение о замене санкций относилось к усмотрению правоприменителя.
Штрафы не повысят
И ещё одна хорошая новость. Минюст отказался от повышения штрафов, которые первоначально собирался взвинтить почти в шесть раз. В частности, за превышение скорости от 20 до 40 километров в час изначально предлагалось штрафовать на три тысячи рублей (сейчас 500), от 40 до 60 километров в час — на четыре тысячи (сейчас 1,5 тысячи) и так далее.
Ранее председатель Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников отметил, что такой проект «усиливает репрессивные механизмы по сравнению с действующим кодексом» и вряд ли может быть принят парламентом. В итоге штрафы решено оставить на прежнем уровне — как в действующем кодексе.
В то же время в законопроект включили положения об установлении дополнительных требований к работающим в автоматическом режиме дорожным камерам фотовидеофиксации. Так, указанные технические средства должны работать без какого-либо непосредственного воздействия на них человека, быть размещёнными в установленном порядке и фиксировать нарушения независимо от действий оператора или пользователя прибора.
Единые для всех регионов требования к размещению, применению и обозначению камер на дорогах, порядку обработки и хранения получаемой информации установит Правительство.
Ещё материалы: Вячеслав Лысаков, Андрей Клишас, Павел Крашенинников, Владимир Бурматов