Минтранс смягчил ограничения для электросамокатов
В новой редакции поправок к ПДД максимальную скорость средств индивидуальной мобильности на тротуарах повысили с 20 до 25 км/ч
Уже третий год Минтранс пытается легализовать в законодательстве новомодные гироскутеры, моноколёса и электросамокаты, ставшие настоящим бедствием для пешеходов. С начала года с их участием произошло 180 аварий, в результате которых погибли пять человек. В отсутствие федерального регулирования этой сферы власти регионов пытались на своём уровне ограничить скорость электросамокатов до 15 и даже до 7 км/ч. Однако новое предложение Минтранса превзошло самые смелые ожидания.
Что предлагают?
Накануне, 7 сентября, Минтранс представил новый проект поправок по электросамокатам на заседании рабочей группы по безопасности дорожного движения в Аналитическом центре при Правительстве РФ по регуляторной гильотине. Как рассказал «Парламентской газете» член рабочей группы — глава Союза пешеходов Владимир Соколов, ряд участников заседания проголосовали против проекта Минтранса.
По словам эксперта, документ, по сути, ничем не отличался от варианта 2019 года, за который транспортное ведомство получило много критических замечаний в плане обеспечения безопасности пешеходов.
«Ситуация даже ухудшилась, — отмечает Соколов. — Ведь если первоначально предлагалось ограничить скорость электросамокатов по тротуарам и велосипедным дорожкам 20 км/ч, то сейчас лимит подняли до 25 км/ч».
При этом документом вводится критерий массы: гонять по тротуарам разрешат на самокате не тяжелее 35 кг. Это половина веса взрослого человека, поставь на него ещё водителя, и от удара такой массы на скорости 25 км/ч от прохожего ничего не останется, убеждён Владимир Соколов.
Не поможет даже то, что на тротуаре преимущество, согласно поправкам, на стороне пешехода. Если самокатчик создаёт ему помехи, то должен спешиться или двигаться с пешеходной скоростью.
«Абсурд в том, что решение о наличии помехи принимает не пешеход, которому некуда деться с тротуара, не инспектор ГАИ, которого никто не поставит регулировать движение в пешеходной зоне, а четырнадцатилетний подросток — именно с такого возраста им хотят разрешить ездить на электросамокатах», — говорит Соколов.
Водительские права по-прежнему не нужны
По сути, Минтранс хочет наделить детей правом рисковать своей жизнью. Поправки позволяют им двигаться на скоростном транспорте по обочинам или правой стороне дороги, если отсутствуют велодорожки. «Маленькие колёса чутко реагируют на любую неровность дорожного покрытия, упасть можно, наехав на небольшой камушек. Есть ещё повороты налево. То есть человек, который едет по дороге на самокате, должен знать Правила дорожного движения», — убеждён Соколов.
Ранее «Парламентская газета» писала о предложении замглавы комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК Александра Холодова приравнять электросамокаты и велосипеды с электрическим мотором к мопедам. Тогда их владельцам придётся получать водительское удостоверение категории М. Им нельзя будет ездить в состоянии опьянения — это является отягчающим обстоятельством при ДТП, запрещается покидать место аварии.
Однако, как рассказала нашему изданию председатель Правления Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева, Минтранс этот вопрос обсуждать не стал.
«Мы предлагали приравнять скоростные электросамокаты к мопедам и даже к лёгким мотоциклам. В зависимости от этого будут и разные условия их использования, разная ответственность и обязанности. Но Минтранс решил приравнять средства индивидуальной мобильности мощностью до 250 Вт к велосипедам», — сказала она.
Новые поправки Минтранса никак не помогут решить проблему регулирования электросамокатов, убеждён эксперт Владимир Соколов.
«Аргумент у разработчиков был только один: вот, мы с 2019 года готовим документ, давайте уже принимать. Но нельзя допускать на тротуары скоростные транспортные средства, которые не контролируются полностью водителем», — считает защитник пешеходов.
Впрочем, судьба грядущих поправок пока не предрешена: в конце прошлого года было принято правительственное постановление, запрещающее вносить точечные изменения в ряд законодательных актов. В списке документов, которые необходимо переделывать целиком, оказались и Правила дорожного движения.
Читайте также:
• В МВД сообщили о резком росте числа ДТП с электросамокатами в 2021 году • Афонский предлагает ввести запрет на электросамокаты в оживлённых пешеходных зонах • Шапошников призвал к скорейшему введению правил движения на электросамокатах
Минтранс не успел вовремя «поправить» ПДД и рассчитывает, что для них кабмин сделает исключение. Однако эксперты сомневаются, что Правительство решится создать прецедент.
Справка:
В первом полугодии в стране произошло 180 ДТП с электросамокатами и другими средствами индивидуальной мобильности, в результате которых погибли пять человек и почти 190 пострадали.