Все о пенсиях в России

14:18Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

13:22Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

вчераНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Минпросвещения изменит порядок формирования федерального перечня учебников

А в школы предлагают вернуть трудовое воспитание

Тема: Пленарное заседание Госдумы 16 ноября 2022 года

16.11.2022 15:58

Автор: Юлия Сапрыгина

Минпросвещения изменит порядок формирования федерального перечня учебников
Сергей Кравцов © Сергей Ведяшкин / АГН Москва

По результатам опросов, 61 процент россиян считает нацпроект «Образование» важнейшим среди остальных. При этом 67 процентов россиян недовольно качеством и доступностью школьного образования. Среди негативных тенденций — дефицит педагогических кадров, рост численности классов, возрастающий отрыв между уровнем комфорта в городских и сельских школах. Эти и другие проблемы депутаты обсудили с министром просвещения Сергеем Кравцовым  в ходе «правительственного часа» в Госдуме 16 ноября.

В приоритете — внимание к традиционным ценностям

Единые для всей страны федеральные основные общеобразовательные программы уже разработаны и будут приняты до 1 января 2023 года, рассказал в Госдуме Сергей Кравцов. Также изменится порядок формирования федерального перечня учебников.

Среди главных приоритетов нового, так называемого золотого стандарта образования — внимание к традиционным ценностям, неприемлемость расизма, запрет на отрицание значимости семьи. По словам Кравцова, будет изменен порядок формирования федерального перечня учебников. В ходе экспертиз специалисты особенно внимательно отнесутся к ценностям, смысловым вопросам.  «Мы обязаны и будем защищать школьников от псевдоценностей», — пояснил министр.

Глава Минпросвещения заявил, что уже создан перечень организаций, обеспечивающих методическое и научное сопровождение образовательной деятельности. Только организации из этого списка могут работать со школами.

Уже разработан новый учебный курс по истории для 9-х классов, сообщил министр. Он посвящен переломным событиям XX века, включая Великую Отечественную войну, Специальную военную операцию и принятие в состав России новых регионов.

Также в школах на территории новых субъектов РФ планируют внедрить курс «Моя история», который устранит пробелы, допущенные украинским образованием. 

Для перехода школ в новых субъектах на российские образовательные стандарты предусмотрен пятилетний период. А для повышения качества педагогических работников в ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях будут созданы педагогические университеты, сообщил министр.

© пресс-служба Госдумы

Сельские школы предлагают отдать под крыло регионов

Сегодня многое сделано для формирования единого образовательного стандарта, согласился председатель Госдумы Вячеслав Володин. Однако, по мнению спикера, этого нельзя сказать о школьном пространстве в целом — о качестве ремонтов, обеспеченности оборудованием, организации питания и так далее.

Володин напомнил, что обеспечение школ — это ответственность муниципалитетов, но их уровень в России очень разный: есть областные центры, которые могут развивать школы, а есть сельские районы, где такой возможности нет.

При этом, по оценкам спикера, до 56 процентов всех школ в России располагаются именно в сельских районах. Это более 20 тысяч средних учебных заведений, в которых обучаются миллионы детей.

Если не изменить подходы, сельские школы могут вообще перестать существовать в России как форма образования, считает председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина.

Именно поэтому депутаты выступили с инициативой разрешить передавать сельские школы в подчинение региональным властям. Такой законопроект был внесен в Госдуму накануне, 15 ноября. Его авторами стали 341 народный избранник, что подчеркивает значимость этого вопроса, отметил Володин.

Читайте также:

• Что дает победа в школьной олимпиаде • Как писать итоговое сочинение

Россию ждет дефицит учителей, а особенно высококвалифицированных

Особое внимание, по мнению депутатов, стоит уделить подготовке педагогических кадров, причем не только в новых регионах, но и на территории всей России.

«Самое главное в школе — это учитель. Если не будет учителя — это не школа. Кадры! А как с этим дела обстоят в разрезе каждого региона?» — поинтересовался спикер.

На этот вопрос ответил аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев, который выступил содокладчиком министра. Кадровое обеспечение системы образования — серьезная проблема, подтвердил он. И такой дефицит будет нарастать.

Также остро стоит вопрос привлечения в школы высококвалифицированных специалистов, так как для этого нужна конкурентная зарплата, отметил аудитор. «Между тем квалификация преподавателей — один из ключевых факторов успеваемости учеников», — подчеркнул Зайцев.

Квалификация учителя важна не только для развития отдельной личности, но и страны в целом, согласились депутаты. По мнению Олега Морозова, именно российский учитель должен сформировать поколение, которое обеспечит нашей стране достойное место в мире.

Коллегу поддержал и Вячеслав Володин: «Если проанализировать развитие любой мировой державы и прихода ее к хорошим результатам, везде, прежде чем страна начинает развиваться экономически, предшествует повышение качества образования».

В школы предлагают вернуть трудовое воспитание

Как рассказал Вячеслав Володин, сегодня, чтобы ребенок помыл школьную доску или принял участие в уборке класса, надо получить разрешение родителей. «Но уже сами родители просят, чтобы трудовое воспитание было неотъемлемой частью программ», — сказал спикер.

В связи с этим он предложил подготовить законопроект о трудовом воспитании в школах. Такое поручение дано Комитету Госдумы по просвещению.

Еще один вопрос, который в ближайшее время могут вынести на общественное обсуждение — о введении школьной формы. С таким предложением к депутатам обратился министр просвещения.