Минпросвещения изменит порядок формирования федерального перечня учебников
А в школы предлагают вернуть трудовое воспитание
Тема: Пленарное заседание Госдумы 16 ноября 2022 года
![Минпросвещения изменит порядок формирования федерального перечня учебников Минпросвещения изменит порядок формирования федерального перечня учебников](https://www.pnp.ru/upload/entities/2022/11/16/16/article/detailPicture/10/84/7d/06/9b889d50fc987fd65c4f2b76d2774931.jpg)
По результатам опросов, 61 процент россиян считает нацпроект «Образование» важнейшим среди остальных. При этом 67 процентов россиян недовольно качеством и доступностью школьного образования. Среди негативных тенденций — дефицит педагогических кадров, рост численности классов, возрастающий отрыв между уровнем комфорта в городских и сельских школах. Эти и другие проблемы депутаты обсудили с министром просвещения Сергеем Кравцовым в ходе «правительственного часа» в Госдуме 16 ноября.
В приоритете — внимание к традиционным ценностям
Единые для всей страны федеральные основные общеобразовательные программы уже разработаны и будут приняты до 1 января 2023 года, рассказал в Госдуме Сергей Кравцов. Также изменится порядок формирования федерального перечня учебников.
Среди главных приоритетов нового, так называемого золотого стандарта образования — внимание к традиционным ценностям, неприемлемость расизма, запрет на отрицание значимости семьи. По словам Кравцова, будет изменен порядок формирования федерального перечня учебников. В ходе экспертиз специалисты особенно внимательно отнесутся к ценностям, смысловым вопросам. «Мы обязаны и будем защищать школьников от псевдоценностей», — пояснил министр.
Глава Минпросвещения заявил, что уже создан перечень организаций, обеспечивающих методическое и научное сопровождение образовательной деятельности. Только организации из этого списка могут работать со школами.
Уже разработан новый учебный курс по истории для 9-х классов, сообщил министр. Он посвящен переломным событиям XX века, включая Великую Отечественную войну, Специальную военную операцию и принятие в состав России новых регионов.
Также в школах на территории новых субъектов РФ планируют внедрить курс «Моя история», который устранит пробелы, допущенные украинским образованием.
Для перехода школ в новых субъектах на российские образовательные стандарты предусмотрен пятилетний период. А для повышения качества педагогических работников в ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях будут созданы педагогические университеты, сообщил министр.
![](https://www.pnp.ru/upload/entities/2022/11/16/16/articleImage/image/7c/70/6f/fc/fb33d7cd6b9748566d94ed52b2ebf21e.jpg)
Сельские школы предлагают отдать под крыло регионов
Сегодня многое сделано для формирования единого образовательного стандарта, согласился председатель Госдумы Вячеслав Володин. Однако, по мнению спикера, этого нельзя сказать о школьном пространстве в целом — о качестве ремонтов, обеспеченности оборудованием, организации питания и так далее.
Володин напомнил, что обеспечение школ — это ответственность муниципалитетов, но их уровень в России очень разный: есть областные центры, которые могут развивать школы, а есть сельские районы, где такой возможности нет.
При этом, по оценкам спикера, до 56 процентов всех школ в России располагаются именно в сельских районах. Это более 20 тысяч средних учебных заведений, в которых обучаются миллионы детей.
Если не изменить подходы, сельские школы могут вообще перестать существовать в России как форма образования, считает председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина.
Именно поэтому депутаты выступили с инициативой разрешить передавать сельские школы в подчинение региональным властям. Такой законопроект был внесен в Госдуму накануне, 15 ноября. Его авторами стали 341 народный избранник, что подчеркивает значимость этого вопроса, отметил Володин.
Читайте также:
• Что дает победа в школьной олимпиаде • Как писать итоговое сочинение
Россию ждет дефицит учителей, а особенно высококвалифицированных
Особое внимание, по мнению депутатов, стоит уделить подготовке педагогических кадров, причем не только в новых регионах, но и на территории всей России.
«Самое главное в школе — это учитель. Если не будет учителя — это не школа. Кадры! А как с этим дела обстоят в разрезе каждого региона?» — поинтересовался спикер.
На этот вопрос ответил аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев, который выступил содокладчиком министра. Кадровое обеспечение системы образования — серьезная проблема, подтвердил он. И такой дефицит будет нарастать.
Также остро стоит вопрос привлечения в школы высококвалифицированных специалистов, так как для этого нужна конкурентная зарплата, отметил аудитор. «Между тем квалификация преподавателей — один из ключевых факторов успеваемости учеников», — подчеркнул Зайцев.
Квалификация учителя важна не только для развития отдельной личности, но и страны в целом, согласились депутаты. По мнению Олега Морозова, именно российский учитель должен сформировать поколение, которое обеспечит нашей стране достойное место в мире.
Коллегу поддержал и Вячеслав Володин: «Если проанализировать развитие любой мировой державы и прихода ее к хорошим результатам, везде, прежде чем страна начинает развиваться экономически, предшествует повышение качества образования».
В школы предлагают вернуть трудовое воспитание
Как рассказал Вячеслав Володин, сегодня, чтобы ребенок помыл школьную доску или принял участие в уборке класса, надо получить разрешение родителей. «Но уже сами родители просят, чтобы трудовое воспитание было неотъемлемой частью программ», — сказал спикер.
В связи с этим он предложил подготовить законопроект о трудовом воспитании в школах. Такое поручение дано Комитету Госдумы по просвещению.
Еще один вопрос, который в ближайшее время могут вынести на общественное обсуждение — о введении школьной формы. С таким предложением к депутатам обратился министр просвещения.
![Просмотров Просмотров](https://www.pnp.ru/static/422/i/ico_eye.png)
Ещё материалы: Сергей Кравцов, Вячеслав Володин , Нина Останина , Олег Морозов