Минпросвещения изменит порядок формирования федерального перечня учебников
А в школы предлагают вернуть трудовое воспитание
Тема: Пленарное заседание Госдумы 16 ноября 2022 года
По результатам опросов, 61 процент россиян считает нацпроект «Образование» важнейшим среди остальных. При этом 67 процентов россиян недовольно качеством и доступностью школьного образования. Среди негативных тенденций — дефицит педагогических кадров, рост численности классов, возрастающий отрыв между уровнем комфорта в городских и сельских школах. Эти и другие проблемы депутаты обсудили с министром просвещения Сергеем Кравцовым в ходе «правительственного часа» в Госдуме 16 ноября.
В приоритете — внимание к традиционным ценностям
Единые для всей страны федеральные основные общеобразовательные программы уже разработаны и будут приняты до 1 января 2023 года, рассказал в Госдуме Сергей Кравцов. Также изменится порядок формирования федерального перечня учебников.
Среди главных приоритетов нового, так называемого золотого стандарта образования — внимание к традиционным ценностям, неприемлемость расизма, запрет на отрицание значимости семьи. По словам Кравцова, будет изменен порядок формирования федерального перечня учебников. В ходе экспертиз специалисты особенно внимательно отнесутся к ценностям, смысловым вопросам. «Мы обязаны и будем защищать школьников от псевдоценностей», — пояснил министр.
Глава Минпросвещения заявил, что уже создан перечень организаций, обеспечивающих методическое и научное сопровождение образовательной деятельности. Только организации из этого списка могут работать со школами.
Уже разработан новый учебный курс по истории для 9-х классов, сообщил министр. Он посвящен переломным событиям XX века, включая Великую Отечественную войну, Специальную военную операцию и принятие в состав России новых регионов.
Также в школах на территории новых субъектов РФ планируют внедрить курс «Моя история», который устранит пробелы, допущенные украинским образованием.
Для перехода школ в новых субъектах на российские образовательные стандарты предусмотрен пятилетний период. А для повышения качества педагогических работников в ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях будут созданы педагогические университеты, сообщил министр.
Сельские школы предлагают отдать под крыло регионов
Сегодня многое сделано для формирования единого образовательного стандарта, согласился председатель Госдумы Вячеслав Володин. Однако, по мнению спикера, этого нельзя сказать о школьном пространстве в целом — о качестве ремонтов, обеспеченности оборудованием, организации питания и так далее.
Володин напомнил, что обеспечение школ — это ответственность муниципалитетов, но их уровень в России очень разный: есть областные центры, которые могут развивать школы, а есть сельские районы, где такой возможности нет.
При этом, по оценкам спикера, до 56 процентов всех школ в России располагаются именно в сельских районах. Это более 20 тысяч средних учебных заведений, в которых обучаются миллионы детей.
Если не изменить подходы, сельские школы могут вообще перестать существовать в России как форма образования, считает председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина.
Именно поэтому депутаты выступили с инициативой разрешить передавать сельские школы в подчинение региональным властям. Такой законопроект был внесен в Госдуму накануне, 15 ноября. Его авторами стали 341 народный избранник, что подчеркивает значимость этого вопроса, отметил Володин.
Читайте также:
• Что дает победа в школьной олимпиаде • Как писать итоговое сочинение
Россию ждет дефицит учителей, а особенно высококвалифицированных
Особое внимание, по мнению депутатов, стоит уделить подготовке педагогических кадров, причем не только в новых регионах, но и на территории всей России.
«Самое главное в школе — это учитель. Если не будет учителя — это не школа. Кадры! А как с этим дела обстоят в разрезе каждого региона?» — поинтересовался спикер.
На этот вопрос ответил аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев, который выступил содокладчиком министра. Кадровое обеспечение системы образования — серьезная проблема, подтвердил он. И такой дефицит будет нарастать.
Также остро стоит вопрос привлечения в школы высококвалифицированных специалистов, так как для этого нужна конкурентная зарплата, отметил аудитор. «Между тем квалификация преподавателей — один из ключевых факторов успеваемости учеников», — подчеркнул Зайцев.
Квалификация учителя важна не только для развития отдельной личности, но и страны в целом, согласились депутаты. По мнению Олега Морозова, именно российский учитель должен сформировать поколение, которое обеспечит нашей стране достойное место в мире.
Коллегу поддержал и Вячеслав Володин: «Если проанализировать развитие любой мировой державы и прихода ее к хорошим результатам, везде, прежде чем страна начинает развиваться экономически, предшествует повышение качества образования».
В школы предлагают вернуть трудовое воспитание
Как рассказал Вячеслав Володин, сегодня, чтобы ребенок помыл школьную доску или принял участие в уборке класса, надо получить разрешение родителей. «Но уже сами родители просят, чтобы трудовое воспитание было неотъемлемой частью программ», — сказал спикер.
В связи с этим он предложил подготовить законопроект о трудовом воспитании в школах. Такое поручение дано Комитету Госдумы по просвещению.
Еще один вопрос, который в ближайшее время могут вынести на общественное обсуждение — о введении школьной формы. С таким предложением к депутатам обратился министр просвещения.
Ещё материалы: Сергей Кравцов, Вячеслав Володин , Нина Останина , Олег Морозов