Минобрнауки порекомендовали активнее привлекать талантливую молодежь
Для этого потребуется изменить подходы к обучению студентов институтов и университетов
Тема: Пленарное заседание Совета Федерации 14 декабря 2022 года
Перед российскими вузами стоит задача подготовить спецназ квалифицированных кадров для самых разных отраслей экономики, рассказал 14 декабря в Совете Федерации министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Однако для этого нужно решить целый ряд проблем, которые сейчас есть в системе «вышки». Это и косная система распределения контрольных цифр приема, и проблемы с трудоустройством выпускников, обратили внимание министра сенаторы.
Солнечная черепица и лекарство от болезни Бехтерева
2022 год принципиально поменял взгляды на науку и высшее образование в России, рассказал на «правительственном часе» в Совете Федерации глава Минобрнауки Валерий Фальков. «Сегодня от науки мы ждем конкретных достижений. Это и новые методики лечения и вывод отечественных сортов семян — все, что понятно и осязаемо и что реально улучшает жизнь граждан», — отметил Фальков.
В масштабах государства такая задача сформулирована как обеспечение технологического прорыва. Для этого в том числе потребуется изменить и подходы к обучению студентов институтов и университетов. И такие наработки уже есть, уточнил чиновник. Для этого в прошлом году запущены два федеральных проекта: «Передовые инженерные школы» и «Платформа университетского технологического предпринимательства».
В рамках первого проекта, например, Донской технический университет работает над созданием нового поколения сельскохозяйственных машин. А в рамках второго — реализуются студенческие стартапы по использованию солнечной черепицы и солнечных водонагревателей.
Также в рамках грантовой поддержки госпрограммы «Приоритет-2030» в 2022 году первую фазу клинических испытаний прошел препарат для лечения болезни Бехтерева на основе антител. «Это достижение мирового уровня и результат многолетней работы сразу нескольких организаций-разработчиков во главе с институтом Пирогова», — сказал министр.
Плюс 29 новых институтов и университетов
Другой важный момент, который сегодня предстоит решить в системе высшей школы, — интеграция в единое образовательное пространство институтов и университетов на вновь присоединенных территориях, отметил Валерий Фальков. В этом году высших учебных заведений в России стало больше сразу на 29, напомнил он.
Вузам в ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях нужны не только новые законы, но проведение капремонта, и закупка современного оборудования, обратил внимание Фалькова сенатор Эдуард Исаков.
Министр согласился, отметив, что в первую очередь в таких вузах планируют все же обновить специальное лабораторное оборудование. «Научить физика, биолога, химика, инженера без стендов, без оборудования невозможно. Перечень составлен — реализуем в 2023 году», — сказал Фальков.
Он также отметил, что педагоги вузов в ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях смогут пройти повышение квалификации и переподготовку в российских учебных заведениях.
Научный разворот на юго-восток
Еще один ключевой вызов, который сегодня стоит перед российской наукой, — это трансформация системы международных отношений в этой сфере в восточно-южном направлении. В первую очередь речь идет об Индии, Китае, Вьетнаме — традиционно дружественных странах к России, которые в последнее время не только не сократили, но и расширили сотрудничество с нашей страной. Для расширения такого научного сотрудничества, по словам Фалькова, уже со следующего года в России появятся новые образовательные программы по специальностям «востоковедение» и «африканистика». Специалисты, которые будут обучаться по этим программам, должны в будущем внести серьезный вклад в развитие взаимоотношений между Россией и странами Востока и Африки.
Оперативно реагировать на потребности в кадрах
Тем не менее сенаторы обратили внимание министра на проблемы, которые сейчас есть в системе «вышки» и которые уже мешают достигнуть поставленных задач.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила пересмотреть подход к распределению контрольных цифр приема в вузы по востребованным направлениям подготовки. «Много вопросов по специалитету — в первую очередь подготовке инженерных кадров, в сфере здравоохранения и других». Это требует системного решения, подчеркнула она. У профильного Комитета Совета Федерации есть такое законодательное предложение — спикер Совета Федерации попросила министра внимательно с ним ознакомиться.
Также Матвиенко обратила внимание на качество управления нацпроектом «Наука и университеты». И то, и другое — важнейшие сферы, от которых зависит развитие России, ее технологический суверенитет. «Надо привлечь в науку молодых и талантливых людей. Без них сложно решать прорывные задачи, поставленные Президентом России. Сейчас важно не только сохранить существующие направления, но и сработать на опережение», — считает Валентина Матвиенко.
По словам спикера, необходимо развивать и студенческое самоуправление, активнее привлекать студентов к решению вопросов вузовской жизни, ориентироваться на их мнение. «Атмосфера в вузах должна быть творческая и креативная», — заключила она.
Читайте также:
Ещё материалы: Валерий Фальков, Эдуард Исаков , Валентина Матвиенко