Министр просвещения готова регламентировать использование гаджетов в школах
Депутаты объяснили Ольге Васильевой, что перед ведомством стоят более насущные проблемы
Почему цифровые технологии многие школьники постигают без помощи учителей информатики? Как министерство собирается обеспечить безопасность учебных заведений? На «правительственном часе» в Госдуме глава Минпросвещения Ольга Васильева смогла дать исчерпывающие ответы далеко не на все вопросы депутатов, а спикер палаты Вячеслав Володин призвал коллег усилить парламентский контроль за реализацией госпрограмм.
Такси без водителей, магазин — без продавца
Одна из амбициозных задач, поставленных президентом Владимиром Путиным — добиться того, чтобы российское школьное образование вошло в десятку лучших в мире. По мнению Ольги Васильевой, цель вполне достижима, даже несмотря на то, что подобные ориентиры раньше никогда «так чётко и ясно не ставились». По начальному образованию наша школа уже занимает лидирующие позиции, опережая Китай и Финляндию. Намного скромнее успехи выпускников 9-го класса. «Здесь наши позиции не очень высоки — 36-е место в мире», — признала министр.
Работать есть над чем, причём, как указал председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов, задача труднее, чем может показаться на первый взгляд. «Мы должны готовить наших детей к работе в мире будущего, — считает он. — Они должны быть готовы к тому, что совсем скоро органы будут выращиваться с помощью 3D-технологий, а потом имплантироваться с помощью искусственного интеллекта». По его словам, некоторые профессии через десять лет вообще канут в Лету. «Среди самых массовых специальностей сегодня — водитель и продавец, — сказал Вячеслав Никонов. — Но в «Сколково» уже сейчас ездят такси без водителей. Самая большая торговая компания в мире не имеет ни одного продавца. Мир будущего будет определяться биотехнологиями, 3D-технологиями, робототехникой, сплавом материального мира и мира информационных технологий».
В связи с этим насущной проблемой остаётся создание цифровой образовательной среды. В планах Минпросвещения — к 2025 году провести Интернет в каждую школу вне зависимости от того, где она находится — в столице или на Крайнем Севере, в мегаполисе или в небольшом удалённом посёлке. «Сейчас мы заканчиваем работу над платформой «Российская электронная школа», — сообщила Ольга Васильева. В то же время «разговор о том, что кто-то собирается менять руку и ручку на клавиатуру, абсолютно несостоятелен», предупредила министр. «На сегодняшний день практически во всех странах мира работа с гаджетами, особенно в начальной школе, строго регламентирована», — заявила она. Такая практика может быть внедрена и в наших школах.
Но Интернет и использование гаджетов во время учебы - это полдела. «А какое у нас количество учителей преподает информатику? Для того чтобы гаджет стал не только предметом обсуждения здесь, но и для того, чтобы ученики понимали возможности цифровой экономики? — поинтересовался у министра председатель Госдумы Вячеслав Володин. — Как формируются наборы в вузы под эту задачу?»
Спикер напомнил о том, что 27 процентов населения страны живут в сельской местности. «Кто будет там преподавать информатику?» — спросил он.
Сразу же выяснилось: ответы у министра есть далеко не на все вопросы, которые для неё подготовили депутаты. А озвученные данные нередко не выдерживают критики. Так, Вячеслав Володин поинтересовался: сколько в стране вакансий в школах, какое количество учителей пенсионного возраста продолжают работу, а также сколько педагогов преподают предметы не по своему профилю. «Основной показатель работы и Министерства просвещения, и региональных министерств заключается в том, чтобы преподаватель, которого готовят в вузе, преподавал предмет, который он знает досконально, и мог эти знания передать школьникам и ученикам», — констатировал Вячеслав Володин.
От работы Министерства просвещения зависит не просто многое, а очень многое.
Два последних вопроса остались без ответа, а информация министра по первому, что в школах всего один процент вакансий, спикеру показались сомнительной. «Это не так. Это среднее по больнице, — сказал он. — Один процент — это в субъектовых центрах, но в сельской местности другая ситуация».
Спикер призвал Ольгу Васильеву строить диалог «более конкретно». «От работы Министерства просвещения зависит не просто многое, а очень многое, — подчеркнул он. - Давайте более конкретно начнём строить наш диалог. Если мы сейчас не можем назвать, сколько у нас сейчас реальный дефицит, где он больше, в каком регионе, как мы будем закрывать этот дефицит? Если мы не говорим сколько у нас совмещёнников работает, предметников не по своей специальности? Если мы не можем сказать, сколько у нас учителей пенсионного возраста работают? А если завтра они уйдут?»
Председатель Комитета Госдумы по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова отметила: «Мы сегодня услышали очень много цифр: 100 тысяч новых ученических мест, в том числе 25 тысяч в сельской местности, 100 центров опережающего развития, 500 тысяч преподавателей, которые будут переподготовлены… Но по большому счёту эти количественные цифры нам с вами ни о чём не говорят, потому что они не отвечают на самые главные вопросы: какова реальная потребность и что в итоге будет достигнуто и реализовано? Каким образом этот качественный результат мы с вами можем оценить?»
Во всём виноват директор?
Не обошли депутаты стороной и тему недавних школьных трагедий. Так, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по контролю и Регламенту Олег Нилов поинтересовался, как в министерстве планируют повысить безопасность школ и когда абсолютно все образовательные организации будут оборудованы «тревожными кнопками». Из ответа Ольги Васильевой следовало - главная роль в этом процессе отведена вовсе не федеральным ведомствам, а регионам. «За последние годы все подведомственные организации и все регионы обеспечены возможностью личного контроля за тем, что происходит в каждой школьной организации, — сказала она. — Все регионы сейчас принимают дополнительные меры по обеспечению постоянного контроля, прежде всего, дежурного персонала».
В том же, что далеко не все школы имеют возможность взять в штат психологов, по логике министра, виноваты директора образовательных организаций. Член Комитета Госдумы по международным делам Елена Строкова же подчеркнула, что психологи в школах сегодня работают всего на 0,25 ставки. А член Комитета Госдумы по образованию и науке Алёна Аршинова напомнила: на одного психолога приходится от 600 до 1000 учеников. «Как может он в таком случае выявить латентно-дивиантное поведение?» — поинтересовалась она. «Штатное расписание составляется директором, который вправе решать сам, какая будет ставка у психолога», — ответила министр.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин обратил внимание Ольги Васильевой на то, что сегодня «российский учитель является мировым рекордсменом по времени, которое он тратит на бюрократические процедуры». По его словам, каждое учебное заведение заполняет 300 отчётов по 12 тысяч показателей в год. Из ответа Ольги Васильевой следовало, что министерство тут тоже ни при чём: проблему решит перевод всей документации в цифровой формат, и надзорным органам будет достаточно одного клика, чтобы получить всю необходимую информацию. Кроме того, по словам министра, уже сегодня есть договорённость, что большую часть материалов проверяющие будут брать на сайтах школы.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Антон Гетта указал на то, что многих родителей тревожит питание детей в школах. «Родительские комитеты даже создают группы в соцсетях, где выкладывают примеры тех блюд, которыми кормят детей», — сказал он. По словам депутата, регионы «как могут, решают эту проблему», однако в данном случае «нужен единый подход». «Все мы устроены так, что личностный фактор в истории является чаще всего определяющим, — философски заметила в ответ Ольга Васильева. — Всё зависит от руководителей той организации, которая школой управляет».
Вячеслав Никонов усомнился в том, что к 2025 году в школах будет ликвидирована вторая смена. Вопросы у депутата остались и к тому, как продвигается строительство яслей: «Дошкольное образование: да, мы увеличиваем расходы на строительство яслей, но на заседании комитета, где мы обсуждали бюджет, прозвучала цифра — восемь процентов освоения этих средств в 2018 году».
Спикер Госдумы признал такие показатели недопустимы. «Вот об этом нам надо говорить, это тревожный звоночек, — сказал Вячеслав Володин. — Самое печальное, что те инвестиции, которые идут в систему образования, реализуются, как вы сказали, на восемь процентов. Мы можем говорить о национальном проекте, мы можем говорить о задачах, которые нужно решать в будущем, но если реализация того, что есть, будет составлять несколько процентов в течение года, понятно, к чему это приведёт».
Председатель Госдумы подчеркнул, что в ходе встреч с министрами нужно говорить о совершенно конкретных ежегодных KPI (ключевые показатели эффективности — прим. ред.), за которые «коллеги из Правительства» должны отвечать. «Прошел год, нужно понимать, что сделано, какое количество школ введено, на какие уровни мы вышли. Безусловно, всё это должно сопровождаться новыми технологиями, внедрением их в систему образования», — сказал Вячеслав Володин.
При этом спикер призвал парламентариев предъявить более высокие требования и к себе. «Никто не снимал с нас обязанности парламентского контроля. Эта норма определяет, что мы должны участвовать в контроле за реализацией госпрограмм, которые в течение года сегодня, как видите, реализуются не так, как хотелось бы», — заключил он.
Ещё материалы: Вячеслав Володин , Вячеслав Никонов, Олег Смолин, Алёна Аршинова, Олег Нилов, Владимир Путин, Ольга Савастьянова, Антон Гетта