Все о пенсиях в России

15.11.2024Минимальный коэффициент для выхода на пенсию в 2025 году составит 30 единиц

12.11.2024Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии в 2025 году составит 22,5 года

11.11.2024Воспитателям частных детсадов нужно предоставить право на досрочную пенсию

Минцифры хочет, чтобы жалобы на чиновников не попадали под сукно

Для этого ведомство предлагает начать на «Госуслугах» эксперимент по досудебным спорам о выданных справках

19.09.2023 00:00

Автор: Елена Балабаева

Минцифры хочет, чтобы жалобы на чиновников не попадали под сукно
  © Тимур Ханов/ПГ

Если у человека потребовали лишние документы при оформлении ребенка в детский сад или с задержкой выдали загранпаспорт, можно написать жалобу на бюрократа и решить проблему без суда. Для претензий используют в том числе и «Госуслуги». Минцифры может начать эксперимент, который сделает подачу жалоб через портал удобнее и доступнее. Соответствующий проект приказа ведомства опубликован на портале правовых нормативных актов. Как отстоять свои права на быстрое и бесплатное получение документов, разбиралась «Парламентская газета».

Паспорт без задержек

Если человек оформляет водительские права, пособия и льготы, подает заявление в ЗАГС, записывает ребенка в детский сад или школу, случается так, что его права нарушают. Например, справки выдают с задержкой или отказывают в государственной услуге без уважительной причины. В этом случае можно подать жалобу в ведомство, которое услугу оказывает, и решить проблему без судебных разбирательств. Закон разрешает прийти и написать заявление с обидами лично, отправить письмо по почте, нажаловаться через сайт ведомства или использовать для этого портал госуслуг.

Минцифры предлагает начать эксперимент по решению споров через портал, чтобы понять, как эффективнее организовать процесс и усовершенствовать рассмотрение жалоб. Проект начнут уже в этом году, а закончат два года спустя. Россияне смогут участвовать в нем на добровольной основе. Главное условие — у человека, подающего жалобу, должен быть свой аккаунт на «Госуслугах». Необходимо будет дать и согласие на обработку своих персональных данных.

Если восстанавливать свои нарушенные права россияне смогут удобнее и быстрее, то инициативу Минцифры можно только приветствовать, сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов: «Главное — чтобы права граждан не нарушались и все положенные льготы и выплаты назначались бы вовремя». В стране действует досудебный порядок рассмотрения споров между страховщиками и страхователями ОСАГО, напомнил депутат. Многие дела не доходят до суда, их решают на уровне финансовых омбудсменов.

Правительство Москвы отправлено в отставку

Если отказали или ошиблись

Сейчас пожаловаться на нарушения или бездействие чиновников можно, если:

  • запрос о предоставлении госуслуги зарегистрировали с опозданием или саму услугу предоставили не вовремя; 
  • у человека потребовали документы или информацию, которая необязательна;  
  • отказались принять нужные документы;
  • отказали в услуге без законных оснований;
  • потребовали плату, которая не предусмотрена;
  • в выданных документах есть ошибки и опечатки и их отказываются исправить;
  • процесс услуги безосновательно приостановили.   

В жалобе нужно указать наименование ведомства-обидчика либо данные конкретного чиновника, свои личные данные, контактный телефон и электронную почту, если она есть. Также необходимо описать, с чем конкретно и на каком основании заявитель не согласен.

Лидеры по претензиям

По данным «Госуслуг», за август этого года чаще всего россияне жаловались на Федеральную службу судебных приставов — в их адрес подали 3657 обращений. На втором месте — главное управление по вопросам миграции МВД, на него пожаловались 2472 россиянина. Тройку лидеров замыкает Фонд пенсионного и социального страхования — к нему направили 1832 претензии. А вот Россельхознадзор за свои услуги не получил за месяц ни одного нарекания.

Чаще всего через «Госуслуги» жаловались жители Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, а вот из Магаданской области, Республики Алтай и Ненецкого автономного округа приходили единичные запросы.

Больше всего россияне расстроены предоставлением информации о наличии исполнительного производства — 2900 жалоб. Получением загранпаспорта недовольны 874 человека, постановкой на учет иностранцев — 468, а услугой по назначению пенсии — 274.            

Спор о лицензиях

Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, вводящий механизм досудебного обжалования решений, принятых при предоставлении госуслуг по лицензированию. Как ранее писала «Парламентская газета», механизм снизит нагрузку и на суды, и на предпринимателей, так как станет обязательным для многих востребованных бизнесом разрешительных видов деятельности. Перечень видов определит Правительство.

Подать жалобу будет можно через «Госуслуги» в течение 30 дней с момента, когда заявитель узнал о нарушении своих прав. В ней нужно предоставить данные о себе и наименование разрешительного органа. Можно приложить к жалобе и другие документы, подтверждающие доводы заявителя, а также позицию федерального или регионального бизнес-омбудсмена. Если жалобу отзовут до принятия решения по ней, повторное обращение будет невозможным.

Читайте также:

• Ответы на запросы парламентариев станут более содержательными