Все о пенсиях в России

24.12.2024В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Место, где сохраняют культуру Петербурга

Музей современного искусства каждый год закупает новые экспонаты и ремонтирует помещения

Тема: «Особенности национальных проектов в Санкт-Петербурге»

29.10.2021 00:00

Автор: Александр Горелик

Место, где сохраняют культуру Петербурга
  © Тимур Ханов/ПГ

Симпатичное здание на канале Грибоедова, 103, в двух шагах от Театральной площади, скоро может стать настоящим сердцем современного искусства — как Центр Помпиду в Париже или Музей ­Гуггенхайма в Нью-Йорке. Здесь уже много лет собирают уникальную коллекцию шедевров XX-XXI веков. А параллельно приводят историческое здание, служившее до революции полицейским участком и архивом, в образцовое состояние.

ПАСПОРТ ОБЪЕКТА

Название: Музей искусства Санкт-­Петербурга ХХ-ХХI веков

Год постройки: 1843, музей — с 2015 года

Вид работ: реставрация, ремонт, оснащение, закупка экспонатов

Вечный ремонт

Коллекция работ петербургских художников зародилась в 1990 году — её стал собирать Центральный выставочный зал «Манеж». Вскоре картинами и скульптурами оказалось забито всё — подвалы, чердаки, подсобные помещения. Условий для хранения не было, и произведения искусства погибли бы, если бы в 2015 году город не выделил под коллекцию здание — правда, старое и в плохом состоянии. Так появился Музей искусства Санкт­-Петербурга XX-XXI веков.

«Мы въехали и в этом полуразрушении начали работать, — рассказала директор музея Марина ­Джигарханян. — Мы делали выставки и потихонечку начали восстанавливать здание. Начали с фасада — он рушился, даже люди жаловались, что руст падает. Стёкла были ещё XIX века, рамы ходуном ходили. Мы меняли все окна — под контролем КГИОП, конечно же, мы всё восстанавливали в соответствии с их требованиями».

Во внутренний двор музея, где уже явно просматриваются контуры арт­-пространства, ведут большие ворота. Они новые, но полностью повторяют те, которые здесь были до революции, — сверялись по сохранившимся документам. «Прежние ворота были дубовые. Сейчас точно такие же, с таким же рисунком мы сделали из металла, — пояснила Джигарханян. — Мы положили плитку во дворе, нас за это оштрафовали, потому что «земля не ваша»: наверное, надо было, чтобы люди здесь ноги поломали. Потом земля стала наша».

Реставрационные работы и реконструкция продолжаются до сих пор — каждый год в музее приводят в порядок новое помещение, новое пространство.

Все жанры под одной крышей

Три этажа музея занимают картины петербургских-­ленинградских художников. Экспозиция не постоянная — в коллекции более 3,5 тысячи экспонатов, всё на стенах не уместить, поэтому идёт постоянная ротация. Авангард, неоклассицизм, соцреализм, абстракционизм и другие жанры и течения живописи прекрасно уживаются в одном пространстве. Те, кому что­-то непонятно, могут не только послушать экскурсовода, но и посмотреть небольшие видеолекции — в каждом зале есть экран, где объясняют тонкости современного искусства.

«В главном здании паровое отопление было 50­х годов — тут текло, там текло, — поделилась всё ещё свежими воспоминаниями Марина Джигарханян. — Не закрывая музей, мы меняли отопление, а наверху мы оставили старые чугунные батареи времён партийного архива — тут ведь был партактив после революции. Эти батареи — сами по себе артефакт. Хотели их выбросить, я не дала. Сказала: вытаскивайте, прочищайте. Подрядчики прочистили и поставили обратно. Не говоря уже о том, что всё было в грибках. Мы очищали, делали гидроизоляцию».

© Тимур Ханов/ПГ

Но всё же большая часть экспонатов находится в фондохранилище — небольшом здании во дворе музея, где до революции находилась пожарная часть. «В советское время половину окон заложили кирпичом — мы всё это восстанавливали, поставили стёкла, все стены пескоструили, чтобы открыть оригинальную кладку», - рассказала директор.

Сейчас в хранилище соблюдены все требования по температуре и влажности — работают специальные кондиционеры. Большую часть помещения занимают стеллажи, многие — новые, недавно куп­ленные. «На бюджетные деньги мы сделали всё, чтобы сохранять музейный фонд как полагается, — заверила Джигарханян. — На деньги бюджета покупали и покупаем и произведения искусства. Правда, теперь в силу того, что мы так развернулись, что сюда ходят, видят результаты, нам в большом количестве стали дарить произведения». 

Русская живопись — это не только Малевич

Марина Джигарханян с гордостью показала недавние приобретения музея. Самое последнее — скульп­тура «Блокадники» Любови Холиной, классика петербургского искусства. Две прижавшиеся друг к другу фигуры — эскиз, который скульптор сделала в 70­-е годы для Пискарёвского мемориального кладбища.

Прямо из двора в окне фондо­хранилища видна «Европа» — шедевр художника Виктора Данилова. «Я боролась с Русским музеем, они хотели эту работу приобрести, я у них вытащила прямо из­-под носа, — радуется директор музея. — Вот ещё одна его работа, очень симпатичная, - купальщица. Я помню, когда вынесла скульптуру на закупочную комиссию — там же солидные эксперты сидят из всех музеев, — там со стульев чуть не попадали. Но она такая милая, что все проголосовали за. 

Ещё одно приобретение из последних — автопортрет Григория Гринберга, сделанный в 1921 году. «Это такой неоклассицизм, который вошёл в моду в то время, — показала Джигарханян. — Он уникальный! Мы его купили, а потом отреставрировали, и тоже за бюджетные деньги. А теперь возим по всем Европам». Рядом — картина брата Григория Гринберга, Владимира. «Он погиб в блокаду, — рассказала директор. — И Григорий всю жизнь популяризировал имя брата, пристраивал его картины во все музеи. Мы их при­обрели у его дочерей. А сам он был архитектором: Военная электротехническая академия имени Будённого — это он автор. И реставрация Русского музея после войны — это он автор. Но он и сам писал картины».

«Это бы выставить! — обвела рукой помещение Джигарханян. — Мы за границу это возим, а здесь никто не может посмотреть. За границей же, кроме Кандинского и Малевича, никого из России не знают. И вдруг мы привозим и открываем им такой камерный, классический, потрясающий пласт ленинградской культуры — у них глаза на лоб лезут!»

© Тимур Ханов/ПГ

«Удивительно, но до недавнего времени в Петербурге — культурном центре мирового уровня — не было государственного музея современного искусства! — воскликнула депутат городского Заксобрания Анастасия Мельникова. — Ведь Петербург — это не только Медный всадник, Эрмитаж и Мариинский театр, это ещё прекрасные художники, уникальная ленинградская школа современной живописи и скульптуры. Прекрасно, что в городе появился такой музей, что он очень быстро развивается и завоёвывает популярность. Конечно, и правительство Петербурга, и депутаты будут его всемерно поддерживать и помогать».

Спасибо Армену Джигарханяну

Появлением уникального арт­-пространства Петербург во многом обязан брату директора музея, великому актёру Армену Джигарханяну. Когда от коллекции современного искусства «Манеж» уже лопался, а из-­за ремонта здания на Исаакиевской площади картины и скульптуры рисковали погибнуть, Марина Джигарханян попросила брата вмешаться. «Единственный раз в жизни я использовала личные связи! — призналась она. — Я попросила его позвонить губернатору — тогда это был Полтавченко, - чтобы меня приняли, чтобы я ему рассказала, что гибнет коллекция, что нам нужно помещение». 

К тому времени музейщики уже присмотрели здание на канале Грибоедова — о нём и зашла речь у петербургского градоначальника, который после беседы срочно собрал Совет музеев города. «И благодаря этому нам дали разрешение сюда переехать, в разрушенное, никому не нужное место, которое мы на бюджетные деньги превратили в то, что вы сейчас видите», — улыбнулась Марина Джигарханян.

Актёр успел один раз побывать в музее и даже провёл в его залах творческую встречу. «Это было в 2016 году, ещё всё было разрушено, мы ещё не успели всё отремонтировать, но он привёз свой театр, здесь читал стихи», — рассказала директор.

«Мы сохраняем на бюджетные деньги культуру города, потому что здесь вся история художников, их судьбы, про которых, к большому сожалению, мало кто знает», — описала миссию музея Марина Джигарханян.

 

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.