Медработникам предложат следить за здоровьем детей в школах
Новая версия законопроекта о школьной медицине может быть внесена в Госдуму до середины мая
Врачи и медсёстры могут начать регулярно наблюдать за здоровьем детей в каждой школе, учителей предложено научить оказывать в случае необходимости первую помощь, а родителей обязать информировать педагогов о состоянии здоровья ребёнка, если ему требуется особый режим для учёбы, отдыха, занятий спортом. Такие нормы содержатся в усовершенствованной версии законопроекта о школьной медицине, который депутаты планируют в течение месяца внести на рассмотрение коллег.
Переоценить невозможно
Как рассказал один из авторов документа, председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, разрабатывать поправки в законодательство об охране здоровья детей в школах парламентарии начали ещё в осеннюю сессию 2016 года.
«Мы стали объединять вокруг себя тех, кому небезразлична эта тема, тех, кто понимает, что доктор или медработник должен быть в школе. Что мы все вместе — родители, педагоги и доктора поликлиник или медицинских кабинетов — отвечаем за самое главное — формирование и сохранение здоровья детей. Мы должны не только дать образование молодой личности, но и сохранить её здоровье. Это чрезвычайно важно. Когда родители отдают ребёнка в школу или детский сад, они надеются, что его здоровье сохранят профессионалы вне зависимости от того, идёт ли речь об организации в мегаполисе или малокомплектной школе в сельской местности», — сказал Морозов 12 марта в Национальном медицинском исследовательском Центре здоровья детей, где законодатели и эксперты обсудили качество оказания медпомощи в образовательных организациях.
По данным ВОЗ, около 90 процентов травм, полученных детьми, происходит в результате несчастных случаев, а не аварий и катастроф. Примерно каждый шестой несчастный случай происходит в стенах учебных заведений, чаще всего — на переменах и уроках физкультуры. При этом в России ЧП такого рода происходят значительно чаще, чем в США и в Европе: примерно 20 тысяч в год.
«Я знаю, что, например, в московских школах уже по телефону консультируют педагогов, пока едет скорая помощь. Но педагогический работник сегодня всё равно не может прикоснуться к ребёнку (действующее законодательство не даёт им право оказывать первую медицинскую помощь. — Прим. ред). Знаю, что в Москве много педагогов проходили обучение по оказанию первой помощи. Так почему это не использовать?» — поинтересовалась член думского Комитета по образованию и науке Алёна Аршинова.
Удручающей выглядит и статистика с хронической заболеваемостью школьников. «Количество здоровых детей составляет 15 процентов, — отметил вице-президент Национальной медицинской палаты Александр Румянцев. — Количество больных — в зависимости от возраста — примерно такое же число. Все остальные дети — это группа риска, которые «движутся» в ту или иную сторону».
Удастся ли в итоге сохранить здоровье учеников, нередко зависит от того, как именно организована медпомощь в школах. По словам представителя Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Мелиты Вуйнович, в ВОЗ поддерживают внедрение проектов по школьной медицине. «Иногда школьная медицина — это единственный способ, когда дети могут получить качественную медпомощь», — подчеркнула она. При этом без организованного государственного подхода в данном случае обойтись невозможно, уверена эксперт.
Регионам предложат выбрать лучшие практики
Пилотные проекты «Школьная медицина» в ряде регионов России проходят с 2016 года, в том числе в Ростовской, Смоленской, Тамбовской областях, Республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецком автономном округе. «Эти проекты создавались для разных территорий: густо- и малонаселённых, в более и менее развитых экономических, южных и северных, — рассказала директор Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Елена Байбарина. — Цель — посмотреть, какие варианты сохранения и улучшения здоровья школьников будут выработаны, и выбрать оптимальные решения».
По словам представителя Минздрава, в ведомстве разрабатываются методические рекомендации для того, чтобы дать возможность регионам внедрять лучшие технологии. «Этот документ скоро выйдет», — сказала она.
При этом особую тревогу экспертов вызывают катастрофически недостаточный уровень знаний и компетенций педагогических работников в сфере охраны и укрепления здоровья детей в образовательных организациях и недостаточный уровень межведомственного взаимодействия в данной сфере, указал директор НИИ гигиены детей и подростков Владислав Кучма.
Ещё одна проблема — недостаток финансирования этой сферы.
Как пояснила главный специалист по детству Управления здравоохранения города Якутска Александра Уарова, в Республике Саха (Якутия) остро стоит проблема финансирования оказания услуг по школьной медицине, нехватки кадров в отделениях, оказывающих медпомощь ученикам. «Содержать сегодня отделения, оказывающие медицинскую помощь обучающимся, становится экономически невыгодно, штатные единицы сокращены в два раза, их функции передаются участковой службе, что многократно увеличивает нагрузку на неё», — сказала она. Среди предложений эксперта — пересмотреть финансирование указанной сферы, а также ввести должность специалиста по школьной медицине в отделения организации медицинской помощи детям.
Ещё материалы: Дмитрий Морозов, Алёна Аршинова