Все о пенсиях в России

вчераКак узнать размер своей будущей пенсии

два дня назадКак заработать пенсию в 100 тысяч рублей

27.03.2025Школьные медики выйдут на пенсию досрочно

Матвиенко предложила учитывать при поступлении в вузы среднюю оценку в аттестате

А ЕГЭ необходимо усовершенствовать, чтобы он не превращался в угадайку

Тема: Пленарное заседание Совета Федерации 26 февраля 2025 года

26.02.2025 14:11

Автор: Валерий Филоненко

Матвиенко предложила учитывать при поступлении в вузы среднюю оценку в аттестате
Валентина Матвиенко. © пресс-служба Совета Федерации

Создание единого образовательного пространства и обеспечение адекватной стоимости учебников и их высокого качества в кабмине считают одной из основных задач. Поэтому в России появятся единые учебники по базовым школьным предметам, сообщил в рамках «правительственного часа» в Совете Федерации зампредседателя Правительства Дмитрий Чернышенко. Однако система образования нуждается в дальнейших глубоких и масштабных преобразованиях, в том числе целесообразно учитывать среднюю оценку по аттестату при поступлении в вузы. Что касается Единого государственного экзамена, то его нужно усовершенствовать с точки зрения качества вопросов, которые там есть, и соответствия школьной программе. Главное, чтобы ЕГЭ не превращался в ответы типа угадайки, обратила внимание председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, подводя итоги «правчаса».

Плюс миллион школьных мест

Сфера образования является одной из ключевых для достижения национальных целей, поставленных Президентом РФ Владимиром Путиным. В числе приоритетов — развитие талантов и воспитание патриотичной и социально ответственной личности, а также достижение технологического лидерства страны. Более точно акценты будут расставлены в Стратегии развития образования, над которой сегодня работают более тысячи экспертов. Документ рассчитан на период до 2036 года с перспективой до 2040-го.

В том числе, по словам вице-премьера, стратегически важно сегодня обеспечить равный доступ к качественному образованию вне зависимости от места проживания. И тут наметились успехи: в последние годы было создано около миллиона школьных мест, а в рамках национального проекта «Демография» — почти 250 тысяч мест в детских садах.

Дмитрий Чернышенко. © пресс-служба Совета Федерации

Дмитрий Чернышенко также обратил внимание на растущий спрос на рабочие специальности и профессии. Чтобы его удовлетворить, в стране с 2022 года реализуется проект «Профессионалитет», в рамках которого создано 493 кластера в 81 регионе по 24 отраслям экономики и социальной сферы. Правительство стремится к тому, чтобы к концу 2026 года проект охватил все 89 субъектов, а к 2030 году было создано в общей сложности 940 кластеров.

Также успешно выполняется программа по модернизации детских лагерей, в 2024 году ее участниками стали 45 регионов. Удалось построить 88 новых жилых модулей, рассчитанных на 4,5 тысячи человек, и капитально отремонтировать 33 столовых и медицинских пунктов. Всего в 2024 году в детских лагерях отдохнуло пять миллионов детей, уточнил Чернышенко.

По его словам, на реализацию программы в 2025 году заложено три миллиарда рублей. Количество субъектов-участников выросло до 49. В них планируют построить 77 новых жилых модулей общей вместимостью 3,5 тысячи человек, отремонтировать 36 столовых и 28 медкабинетов.

Создание единого образовательного пространства и обеспечение адекватной стоимости учебников и их высокого качества — еще один значимый пункт из перечня основных задач. Особым подспорьем в этом деле должен стать недавно принятый законопроект, который наделяет Российскую академию наук полномочиями проводить экспертизу учебников, напомнил Чернышенко, добавив, что скоро в России появятся единые учебники по базовым школьным предметам.

Экзамен не угадайка

Если говорить в целом о сложившейся на сегодня системе образования, то нам есть чем гордиться: Россия вошла в топ-10 стран по качеству образования и в пятерку по результатам международных школьных олимпиад, в стране обеспечена стопроцентная доступность к среднему образованию всех детей, ликвидирована третья смена. Вместе с тем проблем остается также немало, заметила Валентина Матвиенко. Это касается и дефицита кадров, и бюрократической нагрузки на педагогов, существенного различия в региональных оплатах труда, качества учебной литературы.

«Но все-таки главная проблема — то, что у нас отсутствовал такой стратегический документ в этой сфере, в котором бы четко было изложено целеполагание, — подчеркнула председатель Совета Федерации. — Поэтому важно, чтобы это был стратегический документ, охватывающий все уровни, все этапы образования, чтобы это была единая, цельная, государственная политика. И, на мой взгляд, отсутствие такого фундаментального документа является еще и фактором того, что очень часто систему образования лихорадит от каких-то инициатив, достаточно поспешных проектов».

© пресс-служба Совета Федерации

Спикер палаты регионов напомнила, что российский президент дал поручение Правительству подготовить Стратегию развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года. И работа проделана огромная. «И я приветствую такой подход, когда важнейший вопрос, касающийся каждой семьи всех граждан, получил такую широкую дискуссию, обсуждение», — сказала Матвиенко.

По ее мнению, сегодня нужно сосредоточиться на окончательном формулировании стратегии, «а главное - после ее принятия подготовить план конкретных действий по ее реализации», чтобы были сроки, назначены ответственные и понимание этапности преобразований. При этом следует синхронизировать прогноз социально-экономического развития, подготовленного Минэкомразвития, с прогнозом потребности в трудовых ресурсах под экономику до 2040 года и решениями по приему в высшие учебные заведения. Увязка этих стратегических документов должна быть обязательна, считает председатель Совфеда.

Говоря о школьном образовании, Матвиенко высказалась за то, чтобы при поступлении в вуз учитывалась средняя оценка по аттестату. Что касается Единого государственного экзамена, дискуссию на эту тему пора завершать, предложила председатель палаты. «Все критикуют, но никто ничего не предлагает», — уточнила она. Другое дело, что ЕГЭ нуждается в усовершенствовании «с точки зрения качества этого экзамена, вопросов, которые там есть, соответствия школьной программе», чтобы он не превращался в ответы по типу угадайки, резюмировала Валентина Матвиенко.

Читайте также:

• В России могут ввести мягкое распределение выпускников вузов