Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Малый бизнес толкают к экспорту

В Петербурге обсуждали, как помочь предпринимателям выйти на внешние рынки

03.05.2017 15:56

Автор: Александр Горелик

Малый бизнес толкают к экспорту
Фото ИНТЕРПРЕСС.РУ

Петербургский партнериат малого и среднего бизнеса проходил уже в одиннадцатый раз. Впервые он состоялся в 2007 году и с тех пор проходит в форме диалога предпринимателей и ключевых чиновников, отвечающих за то, чтобы вклад в экономику вносили не только промышленные гиганты, но и небольшие предприятия. В Петербург, придумавший и проводящий партнериат, приехали и предприниматели, и госслужащие из органов исполнительной власти — опытом обмениваться, учиться.

РЕЦЕПТЫ ДЛЯ ВСЕХ

Елена Гулевич

- Петербург работает со 199 странами мира, — спровоцировал зависть коллег из регионов председатель петербургского Комитета по внешним связям Евгений Григорьев. — Экспорт в страны дальнего зарубежья в 2016 году вырос на 14 процентов и почти достиг докризисного уровня. Этому не помешало и то, что с 2014 года связи с Евросоюзом затруднились в силу известных причин. Так что акцент переместился на субъекты Федерации и страны СНГ.

И он не хвастался, просто продемонстрировал результаты работы, начатой в Петербурге еще десять лет назад. Рецепт оказался непрост: настойчиво участвовать в выставках и ярмарках, которые проводятся по всей России и за рубежом. И не только ехать туда делегацией в компании крупных бизнесменов, а везти с собой предпринимателей, чтобы они заключали контракты, устанавливали связи. Причем везти бесплатно, потому что денег у малого бизнеса не так уж много на дальние вояжи. 

- Экспорт — единственный драйвер экономики, который мог поддержать промышленность Петербурга в условиях нынешних трудностей, даже с учетом восстановления внутреннего спроса, — объяснял на пальцах Председатель петербургского Комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин.

В Петербурге на экспорт ориентировано более двухсот крупных предприятий и свыше 650 малых. Власти Северной столицы гордятся, что этот экспорт — не сырьевой. За границу продают товары «глубокой переработки»: от тракторов до мороженого. В 2016 году наторговали на 16 миллиардов долларов.

-При этом не исчерпано и десяти процентов нашего экспортного потенциала, — уверен Мейксин.

-Главное — упростить доступ бизнеса к информации, — обрисовал коллегам задачу органов власти глава питерского Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз Качаев. — Государство не может выполнять роль предпринимателя, но оно должно создать комфортные условия.

Выставки и ярмарки — это только один способ создать такие условия. Второй — наладить международную сертификацию. Третий — подключать российские деловые миссии за рубежом, чтобы там не только крупному бизнесу помогали. В результате около 40 процентов экспорта в Петербурге приходится на долю малых и средних предприятий — это лучший показатель в стране.

ГОСУДАРСТВО ГАРАНТИРУЕТ

ЗАНЯТОЕ НАСЕЛЕНИЕ БЕЛАРУСИ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИСейчас экспорту проще: помогает упавший курс рубля, он обеспечивает российской продукции конкурентоспособность. Благодаря этому, например, в китайских супермаркетах наши товары уже переместились из дорогой ниши импорта в более дешевую нишу местных продуктов — и стали лучше раскупаться. Но все равно без помощи государства малому бизнесу никак.

- Наше агентство как раз и создано для полномасштабной поддержки предприятий-экспортеров, — протянул предпринимателям руку помощи директор по внутрирегиональным коммуникациям Российского экспортного центра Дмитрий Макеев.

В РЭЦ, кроме экспортной составляющей, входит страховое агентство, чтобы можно было поставлять товар за границу, не волнуясь, что за него могут не заплатить. А еще — экспортно-импортный банк, предоставляющий кредиты.

-Но в основном Центр оказывает нефинансовые услуги, — отметил Макеев. — Например, одна из наших задач — создание каналов продаж с использованием электронных площадок. Благодаря этому с сентября прошлого года через крупнейшие мировые интернет-магазины Alibaba и eBay российские предприятия продали свыше 200 тысяч единиц товара.

РЭЦ помогает и с участием во всех выставках — международных и региональных: субсидирует бизнесменам часть затрат, бесплатно предоставляет стенд, площадку. Предпринимателям приходится платить только за свой перелет и отель.

Дмитрий Макеев рассказал и о новом способе нефинансовой поддержки, который появится в мае этого года. Это бренд Made in Russia, наподобие всемирно известного швейцарского бренда Swiss Made.

-Наличие этого знака будет означать, что государство ручается за качество товара, — пояснил Макеев.

-В России лишь около шести процентов малых и средних предприятий ориентированы на экспорт. А на Западе — от 20 до 45 процентов, — привел грустную статистику генеральный директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков. — То есть потенциал для роста у нас огромный. Вопрос в том, как эти шесть процентов превратить в 25, как взять предприятие, которое даже не представляет, что такое внешнеэкономическая деятельность, и сделать из него экспортера. Потому что оно само, без господдержки, этого сделать не может. А дальше оно, имея капитал, будет само плавать по рыночным мировым океанам.

80 процентов продукции малых и средних предприятий Беларуси экспортируется в Россию
Все программы агентства бесплатны для российского бизнеса. Это своеобразный «экспортный лифт», который объясняет, помогает, направляет.

- В течение недели проводится экспертиза — можно ли ваш продукт выставлять на экспорт, — рассказал Ермаков. — И если да, то ваш профиль появляется в системе, которая работает на 65 стран мира. И там уже все знают: это высокое качество, все без обмана, потому что товар выставлен национальным оператором.

ВМЕСТЕ С БЕЛАРУСЬЮ

МИКРООРГАНИЗАЦИИ И МАЛЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЛАРУСИЗа работой Петербургского партнериата пристально наблюдали представители Союзного государства России и Беларуси. Тем более что в Питер приехали предприниматели со всех областей братской страны. Это закономерно: Россия — основной торговый партнер для малых и средних предприятий Беларуси, на нее приходится 80 процентов их экспорта.

- О том, что партнериат — эффективная и востребованная площадка, можно судить как по количеству участников, так и по их географии, — заметила начальник Департамента экономики и отраслевых программ Постоянного Комитета Союзного государства Елена Гулевич. — Приятно, что на ней представлены предприятия, по сути, всех областей Республики Беларусь. Участие принимают такие компании, как «Речицкий метизный завод», «СтанкоГомель», «Гомельский завод станочных узлов», гродненский завод токарных патронов «Бел-ТАПАЗ»… Я, конечно же, воспользовалась возможностью с ними пообщаться. Не менее 80 процентов их экспорта ориентировано на РФ. Это значит, что Россия была и остается основным торговым партнером для предприятий из Беларуси. Еще, к слову сказать, приятно радует глаз преобладание молодежи. Молодые люди активно ищут и находят себя в бизнесе, пусть и начиная с малого. А интерес и уважение к развитию этого направления со стороны органов власти — правильный курс на будущее. Одна из главных задач чиновников — создание благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса. Департамент экономики и отраслевых программ Постоянного Комитета Союзного государства не в стороне от этих процессов. На площадке Постоянного Комитета прошло несколько заседаний рабочих групп по развитию малого и среднего предпринимательства в Союзном государстве. В нее входят представители министерств экономики России и Беларуси и бизнеса двух стран. Очередное заседание планируется провести в Минске в апреле этого года. Перечень вопросов для обсуждения уже готов. Это и меры поддержки малого и среднего предпринимательства на территории двух стран, и ограничение барьеров во взаимной торговле… Тем много. Одна из ключевых — экспорт продукции. В условиях глобализации экономики выход предприятий малого и среднего бизнеса на международный рынок — одна из приоритетных стратегий развития бизнеса. Нашим странам нужно активизировать сотрудничество именно в этом направлении. В будущее мы смотрим исключительно с оптимизмом.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 2957