Все о пенсиях в России

14:18Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

13:22Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

вчераНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Любишь кататься — учи правила дорожного движения

С 1 марта хулиганам на электросамокатах будет грозить штраф до полутора тысяч рублей

Тема: Электросамокаты: новые меры безопасности

Любишь кататься — учи правила дорожного движения
  © Игорь Самохвалов/ПГ

Столичный парк электросамокатов в 2023 году увеличится в полтора раза, а те, кто их используют, обязаны будут под страхом штрафа соблюдать ПДД — с 1 марта средства индивидуальной мобильности (СИМ) официально станут транспортными средствами. Аварий с участием СИМ как минимум на бумаге станет больше, а сотрудники ГИБДД вряд ли смогут контролировать их поток, рассказали «Парламентской газете» эксперты.

Шестьдесят тысяч — на старте

В сезоне 2022 года жителям и гостям Москвы было доступно для аренды 40 тысяч электросамокатов, пользователи поставили рекорд — проехали на них свыше 26 миллионов раз, что втрое больше, чем в 2021 году. За год число активных пользователей сервиса удвоилось, сейчас их два миллиона человек.

В этом году самокатов на столичных улицах станет еще больше — операторы планируют расширить парк до 60 тысяч единиц. Преимущественно за счет спальных районов, территорий Новой Москвы и районов за МКАД, сообщили «Парламентской газете» в столичном департаменте транспорта.

Москва поддерживает бесстанционную модель аренды, когда для удобного завершения проката используются городские велопарковки, объяснили в ведомстве. Сейчас в столице уже установлено 3250 велопарковок и три тысячи парковок для самокатов. В новом сезоне власти планируют переместить невостребованные парковки в популярные места и сделать так, чтобы они не мешали пешеходам. А также создать еще около трех тысяч велопарковок.

Читайте также:

• Правительство утвердило правила движения для электросамокатов

Что будут считать ДТП

За девять месяцев 2022 года с участием электросамокатов и других СИМ произошло 838 ДТП, в которых 19 человек погибли и 870 получили травмы, следует из обзора дорожно-транспортной аварийности в РФ. По сравнению с аналогичным периодом 2021-го основные показатели аварийности увеличились в два раза.

В 2023 году аварий с электросамокатами станет еще больше, предрек член Общественной палаты РФ Александр Холодов. «Как минимум на бумаге, в отчетах, — сказал он «Парламентской газете». — Наезды самокатчиков на пешеходов до сегодняшнего дня не считаются ДТП, но с 1 марта ситуация изменится: СИМ официально станут транспортными средствами, поэтому регистрировать такие происшествия придется».

С весны на электросамокатах, гироскутерах и моноколесах, а также на сегвеях и электроскейтбордах можно будет перемещаться со скоростью не больше 25 километров в час, а массу самих устройств ограничат 35 килограммами. Пользователи должны будут передвигаться по велодорожкам и велополосам, а при их отсутствии — по тротуарам и обочинам. При движении на СИМ по пешеходным дорожкам и тротуарам приоритет будет у пешеходов.

За нарушения самокатчикам будет грозить ответственность по статьям КоАП 12.29 и 12.30, сообщили ранее в ГИБДД. Штрафы по ним составляют от 800 до 1500 рублей.

Больше медленных зон и народного контроля

Контролировать прокатные самокаты проще: компании-операторы регулируют их технические характеристики, скорость передвижения и интегрируют самокаты в медленные зоны. Арендованная техника не разгоняется больше положенных 25 километров в час, а в медленных зонах автоматически сбрасывает скорость до 5-15 километров в час. «Мы фиксируем отсутствие аварийности в медленных зонах и заметное снижение числа обращений жителей, связанных с быстрой ездой на самокатах, — рассказали в столичном дептрансе. — Сейчас в городе 189 медленных зон, 49 из них расположены в жилых кварталах. В 2023 году их станет больше».

За ездоками на личной технике придется следить дорожным инспекторам. Но только ГИБДД, по мнению первого зампреда Комитета Госдумы по транспорту Павла Федяева, с этой задачей не справится: «Это должнa быть большaя совместнaя рaботa. ГИБДД будет отрaбaтывaть со своей стороны, жители — со своей, руководство шеринговых компaний — со своей. За сотрудниками сервисов достaвки навернякa «присмотрят» рaботодaтели».

Выявить нарушителя на личном самокате будет непросто, считает Федяев: если на человека нa сaмокaте не распространяются общие обязанности водителей и он не должен предъявлять документы, то кaк понять, сколько лет тaкому ездоку? Исполнилось ли 14 или его при езде по тротуaру должны сопровождaть взрослые? Если он уедет с места ДТП, его не привлекут к ответственности — этого нет в прaвилaх.

Павел Федяев © Игорь Самохвалов/ПГ

За руль СИМ — трезвым

Как всякий водитель транспортного средства, самокатчик «за рулем» должен быть трезвым, считает Александр Холодов. Правда, и за этим стражи порядка вряд ли будут пристально и постоянно следить, предположил он. Не станут они, скорее всего, и стоять с радарами у тротуаров. «Массовых штрафов я не жду, — сказал эксперт. — Возможно, в течение сезона пройдут один-два показательных рейда. Ну нет у ГИБДД такого количества сотрудников, чтобы закрывать еще и этот участок».

Безопасностью использования новой техники озабочены и правозащитники. В конце прошлого года глава Совета по правам человека Валерий Фадеев и уполномоченный по правам ребенка Мария Львова-Белова составили перечень рекомендаций по эксплуатации СИМ. Они предложили Минпросвещения и Мипромторгу разработать программы обучения школьников и курьеров основам безопасности управления СИМ, предписав курьерским службам проверять знания ПДД их работников.

В Москве сделали ставку на развитие велодорожек и выделенных полос. В прошлом году, по данным дептранса, их организовали на 70 улицах в 16 районах — всего 65 километров. На перекрестках нанесли специальную разметку, а в 2023 году планируют установить новые дорожные знаки, сообщающие о передвижении СИМ. Такие возможности, понятное дело, есть не у всех регионов, а на электросамокатах катается уже вся Россия. Так что — учите правила. И аккуратнее на улицах.

На Дворцовой площади Северной столицы кататься запрещено   

В Санкт-Петербурге с 2021 года комитет по транспорту заключает соглашения с сервисами проката электросамокатов, который регулирует правила движения и парковки. В марте 2022 года, в начале сезона проката, соглашение обновили.

В городе выделили территории, где кататься просто запрещено. Это центральные исторические локации, такие как Дворцовая и Исаакиевская площади, Невский проспект, промышленные зоны, участки вдоль Финского залива и примыкающие к кольцевой автотрассе, набережные Невы в центре, вся Петропавловская крепость и даже некоторые парки, например ЦПКиО. Любителям покататься не обязательно изучать досконально, где можно, а где нельзя передвигаться: при аренде СИМ они сразу видят на карте зоны без доступа к проезду.

Дворцовая площадь © Тимур Ханов/ПГ

Максимальная скорость электросамокатов ограничивается автоматически 20 километров в час. Но в городских парках и на центральных улицах Петербурга она снижается до 15 километров в час.

Также комитет договорился с компаниями, где петербуржцам и гостям города можно оставлять СИМ. Виртуальные парковки обозначены на карте аренды электросамокатов, и без подтверждения с фото, что самокат оставлен именно там, а не брошен где попало, пользователь получит штраф. А злостным нарушителям могут закрыть доступ к приложению совсем.

Запрещено оставлять самокаты ближе 15 метров от остановок общественного транспорта и вестибюлей метро, на газонах, зеленых насаждениях и в иных местах, где могут создаваться препятствия для движения пешеходов и транспортных средств.