Лысаков: прежде чем взимать налог с водителей BlaBlaCar, карпулинг нужно законодательно отрегулировать
Взимать подоходный налог с водителей BlaBlaCar будет невозможно до тех пор, пока под сферу карпулинга не разработают законодательную базу. Об этом «Парламентской газете» сказал первый замглавы Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.
Ранее СМИ сообщили, что Минфин предложил взымать подоходный налог с водителей, использующих сервис BlaBlaCar для перевозки попутчиков. Об этом говорится в ответе ведомства на запрос Ассоциации региональных пассажирских перевозок России. В письме также сказано, что все доходы граждан, которые не облагаются налогом, прописаны в законе, но среди них нет платы за перевозку пассажиров в личном автомобиле.
Лысаков считает, что эта инициатива не может быть реализована — карпулинг не регулируется ни одним законом Российской Федерации.
«В российских условиях, конечно, BlaBlaCar может приобрести и иногда приобретает форму коммерческой деятельности, но это уже незаконное предпринимательство, при чём здесь налоги, когда это попадёт под совершенно другие статьи российского законодательства, — пояснил Лысаков. — BlaBlaCar пока существует вне правового поля, с этим сервисом нам ещё предстоит разобраться, и прежде всего в плане обеспечения безопасности людей».
Причём, отметил парламентарий, сейчас даже не понятно, каким образом карпулинг в ближайшей перспективе можно включить в систему налогообложения.
«С чего водитель BlaBlaCar будет платить налог? Сам сервис придуман не в России, и он везде позиционируется как не приносящий прибыли, — отметил Лысаков. — Владелец автомобиля подвозит людей почти за бесплатно, попутчики оплачивают только стоимость топлива. И даже если этот налог каким-то законодательным актом или подзаконным актом зафиксировать, как его будут взимать? С кого? На основании чего? Как установят базу водителей? Как их персонифицировать? Как будут доказывать, что водитель получает прибыль?»
Лысаков предложил подождать, пока под BlaBlaCar и схожие с ним сервисы примут конкретный закон, и уже тогда вносить предложения по налогам и прочему.
Отметим, что попытки отрегулировать сферу карпулинга уже предпринимались. Например, летом этого года Минтранс разработал проект федерального закона и поправки к уже действующим нормам, устанавливающие правила для таких сервисов.
А в августе 2018 года правительство Москвы предлагало штрафовать водителей, предоставляющих услуги карпулинга, за приём оплаты от клиентов наличными деньгами. Также авторы проекта предложили ввести обязательную аккредитацию для владельцев таких интернет-платформ, установить предельный размер платы за поездку и перевести все операции на безналичный расчёт. За нарушение этих требований водителей хотели наказывать штрафами до 5 тысяч рублей, а владельцев агрегаторов — до 200 тысяч рублей.
Ещё материалы: Вячеслав Лысаков