Все о пенсиях в России

15.11.2024Минимальный коэффициент для выхода на пенсию в 2025 году составит 30 единиц

12.11.2024Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии в 2025 году составит 22,5 года

11.11.2024Воспитателям частных детсадов нужно предоставить право на досрочную пенсию

Лишённых родительских прав будут знать по именам

Правительство предложило создать реестр недобросовестных родителей и имущества детей под опекой

10.11.2017 18:19

Автор: Евгения Филиппова

Лишённых родительских прав будут знать по именам

Фото: ПГ / Геннадий Михеев

Минобрнауки предлагает создать единый федеральный реестр недобросовестных родителей, которых суд лишил родительских прав или которым отменил усыновление, чтобы они не имели возможности взять ребёнка на воспитание повторно. К тому же надо навести порядок в базе данных о самих сиротах, считают в ведомстве.

Не справившиеся с родительскими обязанностями попадут в реестр

Сейчас людям, лишённым родительских прав, а также бывшим усыновителям, которых суд по их вине лишил этого права, запрещено усыновлять детей или брать их под опеку. Но такие случаи всё равно встречаются. Происходит это из-за неразберихи в информационном обмене между ответственными органами. Так, в последние 50 лет опекой и попечительством в субъектах занимались разные органы власти. К тому же они не всегда имеют на руках судебные решения об отмене опеки по отношению к конкретным гражданам.

Число детей в приёмных семьях могут ограничить

Поэтому Министерство образования и науки РФ предложило создать единый электронный реестр, в который в обязательном порядке будут вноситься данные о соответствующих решениях суда. Это, по мнению инициаторов, исключит возможность передачи детей тем, кто не исполнял надлежащим образом свои родительские обязанности.

Банк данных нужен, так как недобросовестные родители могут переехать в другой регион и, скрыв факт лишения их опеки, снова попытаться усыновить ребёнка, рассказала «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Попова. По словам сенатора, необходимость такого ресурса стала очевидной ещё во время обсуждения на совместном заседании законодателей Госдумы и палаты регионов весной 2017 года вопросов повторного усыновления теми людьми, кто ранее сам отказался от опеки. Тогда парламентарии обратились к Министерству образования и науки с просьбой разработать механизм учёта приёмных родителей.

«У нас нет единого банка приёмных родителей. Каждый субъект ведёт свой, и в этом реестре мы не видим тех родителей, которые возвращают детей, из-за чего получается вторичное сиротство», — пояснила Попова.

Внимание к тем, кто берёт детей на воспитание, должно быть даже выше, чем к обычным семьям, считает член экспертного совета Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Вячеслав Калинин. Он напомнил о случаях, когда приёмные семьи берут как можно больше детей ради льгот и денежных выплат. При этом деньги они тратят не по назначению, не выполняя свои родительские обязанности.

«Когда такие факты вскрываются и у этих «воспитателей» забирают детишек, то, безусловно, надо чётко фиксировать этих граждан, чтобы подобного рода действия ими не повторялись. Поэтому реестр граждан, которые были уличены в таких действиях, нужен», — подчеркнул Калинин.

У нас нет единого банка приёмных родителей. Каждый субъект ведёт свой, и в этом реестре мы не видим тех родителей, которые возвращают детей, из-за чего получается вторичное сиротство.

Вместе с тем при создании реестра нужно учесть, что информация должна хорошо охраняться от посторонних глаз, сказал «Парламентской газете» член Совета Минобрнауки России по вопросам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, директор социального центра Святителя Тихона при Донском монастыре Александр Гезалов. Он подчеркнул, что в нём также должна быть обязательно указана причина, по которой родитель был лишён прав на воспитание ребёнка — в противном случае «опека будет сразу смотреть на человека как на преступника, а ситуации могут быть разными».

Передача данных может лечь дополнительным грузом на регионы

Согласно законопроекту, как только суд примет решение о лишении родительских прав или отмене усыновления, он будет направлять документы в орган опеки и попечительства. Последний, в свою очередь, должен будет внести данные в единую электронную систему.

Информационный ресурс, который будет действовать на всей территории Российской Федерации, — вещь дорогостоящая, подчеркнула Попова. Она опасается, что это может обернуться дополнительными расходами для регионов.

«Мы будем очень чётко отслеживать интересы регионов. То есть если мы увидим, что Министерство образования и науки введёт какой-то механизм и даст возможность субъектам подключаться к нему, чтобы передавать свою информацию в федеральный Центр, мы совершенно не против. Если же будет наоборот и Министерство скажет каждому субъекту: «Вы должны приобрести наше оборудование с тем, чтобы мы могли создать единый реестр», — мы будем давать отрицательное заключение», — заявила сенатор.

О сиротах нужно знать всё

Как остановить «ювенальное лобби»
Помимо информации о бывших родителях и усыновителях, на федеральном уровне не хватает и других сведений о сиротах, считают в Минобрнауки. Полнота информации помогла бы защитить их права. Поэтому законопроектом предлагается в обязательном порядке добавлять в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сведения об обеспечении их жилыми помещениями. В анкете каждого такого ребёнка будет содержаться информация «об имуществе, образовании, трудоустройстве, а также о предоставлении детям-сиротам и лицам из их числа мер социальной поддержки», говорится в пояснении к документу.

Сейчас эти сведения разнятся из-за отсутствия межрегионального взаимодействия и неполноты информации в самих субъектах. Приведение их к единой системе позволит спрогнозировать и оценить, насколько дети-сироты нуждаются в мерах социальной поддержки, а также проконтролировать её предоставление, отмечается в документе.

Статистика необходима, в том числе чтобы органы опеки имели полную картину по имуществу ребёнка, находящегося под опекой или усыновляемого, а также для того, чтобы можно было передать информацию приёмным родителям ребёнка, пояснила Елена Попова.

Кроме того, полная информация о ребёнке важна не только для госорганов, но и для будущих приёмных родителей, считает Александр Гезалов: «Должна быть информированность и подготовленность будущих родителей. Часто берут «кота в мешке», детей, про которых мало что знают, например, что их уже возвращали (а это тоже налагает определённые сложности в воспитании) и в итоге не справляются».

Важно, чтобы органы опеки не манипулировали такой информацией и чтобы была прозрачность, считает он. Именно тогда изменения, предложенные Минобрануки, принесут положительный результат.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 10247

Ещё материалы: Елена Попова