Лилия Гумерова: Телевизионный прайм-тайм необходимо посвятить российским учителям
Сенатор уверена, что необходимо поднимать престиж профессии педагога
Когда увеличат зарплату педагогам, как решается задача с дефицитом педагогических кадров в регионах и надо ли в школьную программу вводить новые предметы, накануне Дня учителя рассказала «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
- К 1 ноября Правительство планирует собрать предложения ведомств и Общероссийского профсоюза образования по введению единых требований к оплате труда педагогических работников. Какие из них, по вашему мнению, самые принципиальные?
- Оплата труда педагогических работников — это, пожалуй, самый острый вопрос, который волнует сегодня учительство страны. Считаю, что сам механизм ее начисления должен быть понятным и прозрачным.
Сегодня по указу Президента России средняя зарплата педагога должна быть не ниже средней зарплаты по экономике региона. К сожалению, зачастую на практике в большинстве субъектов она достигается за счет стимулирующих выплат, а базовая (гарантированная) часть иногда составляет менее 30 процентов. Лишь в 12 регионах выполняются рекомендации Минпросвещения о том, чтобы базовая часть составляла не менее 70 процентов.
Именно поэтому Советом Федерации было принято обращение к Правительству России о единых подходах к формированию зарплаты учителей во всех регионах. Отмечу, что президент поддержал эту идею. На важность ее решения он обратил внимание на встрече с молодежью и учителями в образовательном центре «Сириус» в январе этого года.
Думаю, что планируемые изменения в Трудовой кодекс, касающиеся зарплаты медиков, позволят нам продвинуться и в вопросе оплаты труда педагогов. Сейчас вместе с Минпросвещения ведем работу по определению механизмов установления базовых ставок (окладов), единых перечней стимулирующих и компенсационных выплат, закрепления соотношения долей ставки (оклада), составляющих обязательную часть заработной платы, и всех остальных выплат… Палата регионов будет держать этот вопрос на постоянном контроле.
- По данным Минпросвещения, только половина выпускников педвузов устраивается работать в школы. Что необходимо предпринять, чтобы решить проблему? И поможет ли в этой ситуации ставка на целевое обучение?
- Действительно, проблема нехватки кадров давно назрела. Да, как показывают опросы, почти половина выпускников педагогических университетов не планируют работать в школе. Важно сделать так, чтобы в педвузы поступали именно те ребята, кто решил связать свою судьбу с учительством, со школой. И решение этой проблемы — комплексная задача.
Считаю, что начинать нужно с профориентационной работы в школе: выявлять ребят, которые хотят и могут работать педагогами, создавать профильные педагогические классы. И тогда, приходя на практику в детские сады и школы, ребята поймут, насколько им подходит эта профессия.
Еще один важный стимул для начинающего педагога, повторюсь, достойная заработная плата. К сожалению, сегодня есть случаи, когда зарплата молодого учителя ниже МРОТ. Сложно представить молодых людей, готовых остаться работать на таких условиях.
Мы продолжаем работать и над совершенствованием целевого обучения. Убеждена, инициатива президента о выделении уже в этом году дополнительно 11,5 тысячи бюджетных мест в вузах, из которых 9,5 тысячи — в регионах, также поможет обеспечить школы квалифицированными педагогическими кадрами.
- Какие дополнительные шаги необходимо сделать для того, чтобы поднять социальный статус педагогов и престиж этой профессии в обществе?
- Труд учителя бесценен, в его руках — будущее нашей страны. Поэтому вопросы социального статуса, достойной заработной платы, возможности учить и учиться самому, уважения в общественном сознании к самой профессии учителя имеют первостепенное значение для государства и общества.
Напомню, с 2019 года по указу президента тысяча лучших учителей будет ежегодно отмечена премиями по 200 тысяч рублей каждая. С сентября этого года в качестве поддержки классных руководителей им будут доплачивать ежемесячную федеральную выплату в пять тысяч рублей при сохранении всех региональных доплат. На эти цели в ближайшие три года в федеральном бюджете будет предусмотрено по 75 миллиардов рублей ежегодно.
Этим глава государства еще раз подчеркнул значимость профессии учителя, каждый день требующей полной отдачи сил, ответственности и любви к детям. И если сегодня мы предъявляем высокие требования к учителям, в том числе в вопросах воспитания, то должны понимать, что и забота о них должна быть на достойном уровне.
Но одних финансовых вложений для повышения статуса педагога, по моему мнению, недостаточно. К сожалению, мы мало показываем человеческие судьбы учителей, почти не снимаем добрые фильмы о школе. Давайте взамен передач о разводах звезд, сериалов сомнительного качества уделим внимание Учителю! Вот чьи истории стоит обсуждать в прайм-тайм, сообща решать, как помочь школе или конкретному педагогу.
Нам, конечно, говорят о рейтингах, рекламе, но при этом забывают о том, что необходимо растить новое поколение телезрителей и прививать им хороший вкус. Уверена, что учитель, любящий и знающий свое дело, умеющий найти ключик к сердцу каждого ребенка, был и остается главным героем современной школы. Именно о таких людях необходимо больше рассказывать в СМИ и на их примерах воспитывать молодых педагогов.
Нам, конечно, говорят о рейтингах, рекламе, но при этом забывают о том, что необходимо растить новое поколение телезрителей и прививать им хороший вкус
- Несмотря на то, что новый учебный год начался в очном формате, отдельные школы из-за вспышек коронавируса вынуждены переходить на дистанционный режим. Некоторые родители опасаются, что вторая волна коронавируса заставит перейти на удаленку все школы. Насколько готовы система школьного образования и педагоги к такому режиму? И вообще — можно ли получить полноценное школьное образование дистанционно?
- Безусловным приоритетом является обеспечение очного образования, живое общение ученика с педагогом, чего нельзя заменить заочными формами. Дистанционное обучение является составной частью общеобразовательной системы. Причем перевод школ, колледжей и вузов на удаленный режим работы стал одной из неотложных мер по борьбе с эпидемией коронавируса. Эта мера была вынужденной и необходимой для обеспечения непрерывности образовательного процесса.
Наш комитет оперативно разработал необходимые поправки в действующее законодательство по донастройке дистанционного образования. Подзаконными актами Минпросвещения и Минобрнауки пропишут регламент такого обучения в школах и вузах.
Сейчас в ряде регионов есть случаи, когда из-за коронавируса отдельные классы переходят на дистант. Пока таких случаев немного. Отмечу, что регионы строго следят за соблюдением в школах всех требований профилактики коронавируса. Сенаторы также взяли этот вопрос на личный контроль.
- В конце прошлой сессии был принят президентский закон о воспитании в школах. Каких ошибок и перегибов здесь важно избежать?
- Смысл президентского закона — укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной системы образования. Запрос общества на усиление функции воспитания в школе подтверждают и итоги голосования по поправкам в Конституцию. Закон вступил в силу уже 1 сентября, и образовательные программы подлежат приведению в соответствие с законом не позднее 1 сентября 2021 года.
Воспитательная работа в школах будет вестись на основе рабочей программы и календарного плана, которые разработают сами образовательные организации. Привлечение к этой работе родителей, самих школьников позволит наполнить их интересным и полезным содержанием, сделать востребованными.
Убеждена, что с детских лет надо учить ребенка умению отличать добро от зла, прививать любовь к своей истории, культуре, малой и большой Родине, ценностям и традициям многонациональной России — нашего общего дома. И вести эту работу каждый день, с душой, без формализма, используя выставки, музеи, книги, фильмы, спектакли, с опорой на наши традиции, наши ценности.
- В экспертном сообществе постоянно звучат предложения о включении новых обязательных предметов в школьную программу, в том числе речь идет об основах психиатрии, логике, основах предпринимательства… Как вы относитесь к таким предложениям? Нужны ли в школьной программе новые предметы?
- Не скрою, была рада, когда в школы в качестве обязательного предмета вернулась астрономия. Сложно представить, что наша космическая держава на какое-то время забыла об этом предмете. Хорошо, что этот период позади.
Если говорить о новых обязательных предметах в школе, не считаю, что эта тема является особенно актуальной. Недавно журналисты мне задавали вопрос о преподавании в школе этики и психологии семейной жизни. Когда-то я сама работала педагогом-психологом и прекрасно понимаю, как перегружены современные дети. Нельзя под каждую новую задачу вводить новый предмет. Тем более что исследования показывают значительное ухудшение здоровья наших школьников. В то же время мы понимаем: жизнь не стоит на месте, необходимо совершенствовать содержание имеющихся учебных предметов.
Считаю, что курс этики и психологии семейной жизни можно вести в рамках воспитательной работы. Он должен содержать простые понятные разделы, которые расскажут о семейной жизни с точки зрения юридической, этики и психологии взаимоотношений полов, ответственного отношения к своему здоровью. Мы же учим детей водить машину, готовить, другим полезным навыкам. В рамках такого курса можно акцентировать вопросы о ценностях семьи, отчего дома. В Уфе мы такой опыт внедрили, и он дал колоссальный положительный результат. Будет крепкой семья — и страна будет такой же!
Пользуясь возможностью, через «Парламентскую газету» хочу от всей души поздравить всех педагогов страны с Днем учителя и пожелать им крепкого здоровья! Пока еще очень осторожно, но мы возвращаемся к традиционному формату обучения. Уверена, что вместе, единой командой, мы преодолеем все трудности.