Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Лилия Гумерова: Телевизионный прайм-тайм необходимо посвятить российским учителям

Сенатор уверена, что необходимо поднимать престиж профессии педагога

05.10.2020 11:35

Автор: Светлана Заверняева

Лилия Гумерова: Телевизионный прайм-тайм необходимо посвятить российским учителям
Фото: Игорь Самохвалов / ПГ

Когда увеличат зарплату педагогам, как решается задача с дефицитом педагогических кадров в регионах и надо ли в школьную программу вводить новые предметы, накануне Дня учителя рассказала «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

- К 1 ноября Правительство планирует собрать предложения ведомств и Общероссийского профсоюза образования по введению единых требований к оплате труда педагогических работников. Какие из них, по вашему мнению, самые принципиальные?

- Оплата труда педагогических работников — это, пожалуй, самый острый вопрос, который волнует сегодня учительство страны. Считаю, что сам механизм ее начисления должен быть понятным и прозрачным.

Сегодня по указу Президента России средняя зарплата педагога должна быть не ниже средней зарплаты по экономике региона. К сожалению, зачастую на практике в большинстве субъектов она достигается за счет стимулирующих выплат, а базовая (гарантированная) часть иногда составляет менее 30 процентов. Лишь в 12 регионах выполняются рекомендации Минпросвещения о том, чтобы базовая часть составляла не менее 70 процентов.

40 тысяч рублей в месяц - средняя зарплата учителей общеобразовательных учреждений в России. По данным Росстата

Именно поэтому Советом Федерации было принято обращение к Правительству России о единых подходах к формированию зарплаты учителей во всех регионах. Отмечу, что президент поддержал эту идею. На важность ее решения он обратил внимание на встрече с молодежью и учителями в образовательном центре «Сириус» в январе этого года.

В Минпросвещения рассказали о подготовке новой системы оплаты труда учителей

Думаю, что планируемые изменения в Трудовой кодекс, касающиеся зарплаты медиков, позволят нам продвинуться и в вопросе оплаты труда педагогов. Сейчас вместе с Минпросвещения ведем работу по определению механизмов установления базовых ставок (окладов), единых перечней стимулирующих и компенсационных выплат, закрепления соотношения долей ставки (оклада), составляющих обязательную часть заработной платы, и всех остальных выплат… Палата регионов будет держать этот вопрос на постоянном контроле.

- По данным Минпросвещения, только половина выпускников педвузов устраивается работать в школы. Что необходимо предпринять, чтобы решить проблему? И поможет ли в этой ситуации ставка на целевое обучение?

- Действительно, проблема нехватки кадров давно назрела. Да, как показывают опросы, почти половина выпускников педагогических университетов не планируют работать в школе. Важно сделать так, чтобы в педвузы поступали именно те ребята, кто решил связать свою судьбу с учительством, со школой. И решение этой проблемы — комплексная задача.

Считаю, что начинать нужно с профориентационной работы в школе: выявлять ребят, которые хотят и могут работать педагогами, создавать профильные педагогические классы. И тогда, приходя на практику в детские сады и школы, ребята поймут, насколько им подходит эта профессия.

Еще один важный стимул для начинающего педагога, повторюсь, достойная заработная плата. К сожалению, сегодня есть случаи, когда зарплата молодого учителя ниже МРОТ. Сложно представить молодых людей, готовых остаться работать на таких условиях.

Мы продолжаем работать и над совершенствованием целевого обучения. Убеждена, инициатива президента о выделении уже в этом году дополнительно 11,5 тысячи бюджетных мест в вузах, из которых 9,5 тысячи — в регионах, также поможет обеспечить школы квалифицированными педагогическими кадрами.

- Какие дополнительные шаги необходимо сделать для того, чтобы поднять социальный статус педагогов и престиж этой профессии в обществе?

- Труд учителя бесценен, в его руках — будущее нашей страны. Поэтому вопросы социального статуса, достойной заработной платы, возможности учить и учиться самому, уважения в общественном сознании к самой профессии учителя имеют первостепенное значение для государства и общества.

Напомню, с 2019 года по указу президента тысяча лучших учителей будет ежегодно отмечена премиями по 200 тысяч рублей каждая. С сентября этого года в качестве поддержки классных руководителей им будут доплачивать ежемесячную федеральную выплату в пять тысяч рублей при сохранении всех региональных доплат. На эти цели в ближайшие три года в федеральном бюджете будет предусмотрено по 75 миллиардов рублей ежегодно.

Обязательного ЕГЭ по иностранным языкам не будет

Этим глава государства еще раз подчеркнул значимость профессии учителя, каждый день требующей полной отдачи сил, ответственности и любви к детям. И если сегодня мы предъявляем высокие требования к учителям, в том числе в вопросах воспитания, то должны понимать, что и забота о них должна быть на достойном уровне.

Но одних финансовых вложений для повышения статуса педагога, по моему мнению, недостаточно. К сожалению, мы мало показываем человеческие судьбы учителей, почти не снимаем добрые фильмы о школе. Давайте взамен передач о разводах звезд, сериалов сомнительного качества уделим внимание Учителю! Вот чьи истории стоит обсуждать в прайм-тайм, сообща решать, как помочь школе или конкретному педагогу.

Нам, конечно, говорят о рейтингах, рекламе, но при этом забывают о том, что необходимо растить новое поколение телезрителей и прививать им хороший вкус. Уверена, что учитель, любящий и знающий свое дело, умеющий найти ключик к сердцу каждого ребенка, был и остается главным героем современной школы. Именно о таких людях необходимо больше рассказывать в СМИ и на их примерах воспитывать молодых педагогов.

Нам, конечно, говорят о рейтингах, рекламе, но при этом забывают о том, что необходимо растить новое поколение телезрителей и прививать им хороший вкус

- Несмотря на то, что новый учебный год начался в очном формате, отдельные школы из-за вспышек коронавируса вынуждены переходить на дистанционный режим. Некоторые родители опасаются, что вторая волна коронавируса заставит перейти на удаленку все школы. Насколько готовы система школьного образования и педагоги к такому режиму? И вообще — можно ли получить полноценное школьное образование дистанционно?

- Безусловным приоритетом является обеспечение очного образования, живое общение ученика с педагогом, чего нельзя заменить заочными формами. Дистанционное обучение является составной частью общеобразовательной системы. Причем перевод школ, колледжей и вузов на удаленный режим работы стал одной из неотложных мер по борьбе с эпидемией коронавируса. Эта мера была вынужденной и необходимой для обеспечения непрерывности образовательного процесса.

Наш комитет оперативно разработал необходимые поправки в действующее законодательство по донастройке дистанционного образования. Подзаконными актами Минпросвещения и Минобрнауки пропишут регламент такого обучения в школах и вузах.

Сейчас в ряде регионов есть случаи, когда из-за коронавируса отдельные классы переходят на дистант. Пока таких случаев немного. Отмечу, что регионы строго следят за соблюдением в школах всех требований профилактики коронавируса. Сенаторы также взяли этот вопрос на личный контроль.

- В конце прошлой сессии был принят президентский закон о воспитании в школах. Каких ошибок и перегибов здесь важно избежать?

- Смысл президентского закона — укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной системы образования. Запрос общества на усиление функции воспитания в школе подтверждают и итоги голосования по поправкам в Конституцию. Закон вступил в силу уже 1 сентября, и образовательные программы подлежат приведению в соответствие с законом не позднее 1 сентября 2021 года.

Воспитательная работа в школах будет вестись на основе рабочей программы и календарного плана, которые разработают сами образовательные организации. Привлечение к этой работе родителей, самих школьников позволит наполнить их интересным и полезным содержанием, сделать востребованными.

Убеждена, что с детских лет надо учить ребенка умению отличать добро от зла, прививать любовь к своей истории, культуре, малой и большой Родине, ценностям и традициям многонациональной России — нашего общего дома. И вести эту работу каждый день, с душой, без формализма, используя выставки, музеи, книги, фильмы, спектакли, с опорой на наши традиции, наши ценности.

- В экспертном сообществе постоянно звучат предложения о включении новых обязательных предметов в школьную программу, в том числе речь идет об основах психиатрии, логике, основах предпринимательства… Как вы относитесь к таким предложениям? Нужны ли в школьной программе новые предметы?

- Не скрою, была рада, когда в школы в качестве обязательного предмета вернулась астрономия. Сложно представить, что наша космическая держава на какое-то время забыла об этом предмете. Хорошо, что этот период позади.

Как исчезнет дефицит ясельных мест

Если говорить о новых обязательных предметах в школе, не считаю, что эта тема является особенно актуальной. Недавно журналисты мне задавали вопрос о преподавании в школе этики и психологии семейной жизни. Когда-то я сама работала педагогом-психологом и прекрасно понимаю, как перегружены современные дети. Нельзя под каждую новую задачу вводить новый предмет. Тем более что исследования показывают значительное ухудшение здоровья наших школьников. В то же время мы понимаем: жизнь не стоит на месте, необходимо совершенствовать содержание имеющихся учебных предметов.

Считаю, что курс этики и психологии семейной жизни можно вести в рамках воспитательной работы. Он должен содержать простые понятные разделы, которые расскажут о семейной жизни с точки зрения юридической, этики и психологии взаимоотношений полов, ответственного отношения к своему здоровью. Мы же учим детей водить машину, готовить, другим полезным навыкам. В рамках такого курса можно акцентировать вопросы о ценностях семьи, отчего дома. В Уфе мы такой опыт внедрили, и он дал колоссальный положительный результат. Будет крепкой семья — и страна будет такой же!

Пользуясь возможностью, через «Парламентскую газету» хочу от всей души поздравить всех педагогов страны с Днем учителя и пожелать им крепкого здоровья! Пока еще очень осторожно, но мы возвращаемся к традиционному формату обучения. Уверена, что вместе, единой командой, мы преодолеем все трудности.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 2391