Все о пенсиях в России

05.11.2024Правила выплат на уход за пенсионерами изменятся в 2025 году

05.11.2024Депутат Нилов рассказал, кому повысят пенсии в 2025 году

03.11.2024Минфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

Лилия Гумерова: Подходы к безопасности в школах должны быть унифицированы

Требования к охране учебных заведений могут изменить уже с 1 сентября

15.07.2022 10:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Лилия Гумерова: Подходы к безопасности в школах должны быть унифицированы
Лилия Гумерова © пресс-служба Совета Федерации

Половина школ и детских садов в России не отвечает требованиям антитеррористической защищенности. Там не хватает металлодетекторов, сигнализаций, тревожных кнопок. Цена вопроса — более 40 миллиардов рублей. Как планируют усилить безопасность школ, в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказала председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

- Лилия Салаватовна, как случилось, что половина школ и садов в России не вполне защищена от террористов?

- Тема безопасности в школах не теряет своей актуальности. У нас должны быть необходимые инструменты, позволяющие снять все возможные риски и угрозы безопасности детей в школе.

Есть целый ряд поручений президента по этому вопросу, но, к сожалению, они пока не выполнены в полном объеме.

Более 50 процентов школ сегодня не выполняют требования по антитеррористической безопасности. Главная причина — недостаточное финансирование. По подсчетам профильного ведомства, на это нужно около 41,9 миллиарда рублей. При уточнении бюджета мы обсудим вопрос дополнительного финансирования школ.

- Одна из основных составляющих безопасности школ —  оснащение необходимым оборудованием. Есть ли проблемы с его производством?

- Мы ставим вопрос о том, чтобы наладить производство такого оборудования на базе отечественных предприятий. Наша промышленность способна выпускать и рамки металлоискателей, и системы видеонаблюдения. Это, во-первых, сэкономит бюджетные средства, а во-вторых, обеспечит единообразие подходов к оснащению школ.

- Что касается единообразия, разные ведомства предъявляют к школам разные требования. Одни проверяющие говорят: снимите решетки с окон, другие говорят: поставьте. Как директорам быть в этой ситуации?

- На площадке Комитета Совета Федерации мы создали рабочую группу с участием сенаторов, представителей Минпросвещения, МВД, МЧС, Росгвардии,  которая займется выработкой унифицированных подходов к безопасности и требований к охране образовательных организаций. Рассчитываем до 1 сентября выработать единый понятный документ для школ, своего рода, памятку, в которой будут синхронизированы  основные подходы  по безопасности.

- А что с кадрами для охраны? Где-то росгвардеец, а где-то пенсионерка.

- Действительно, Росгвардию себе могут позволить далеко не каждая школа и не каждый детский сад — это достаточно затратная история. В ряде школ и детских садов функции охраны выполняют сотрудники пенсионного возраста. Обсуждались несколько вариантов, как решить эту проблему. Например, снизить расходы на охрану мог бы заказ такой услуги у единственного поставщика. Проводить конкурс мог бы муниципалитет или регион. Сейчас мы прорабатываем такие механизмы.

- В этом году снова заговорили о возможной отмене ЕГЭ, аргументируя это тем, что это заимствованная с Запада система оценки знаний.

- Единый государственный экзамен является понятным и  прозрачным инструментом оценки. Он позволил обеспечить равный доступ к поступлению в вузы  для всех граждан страны. Именно благодаря ЕГЭ выпускники из субъектов РФ имеют возможность учиться в лучших вузах столицы. Много уже было сделано для усовершенствования ЕГЭ: мы ушли от «угадайки», в школы вернулось сочинение, устная часть по иностранному языку.

Можно сказать, что сама жизнь вносит коррективы по модернизации содержания ЕГЭ. И этот процесс будет продолжаться. Важно, чтобы акцент в заданиях делался не только на знание фактов, правил и формул, а на умение анализировать, сопоставлять данные, делать на их основе выводы, что невозможно без расширения кругозора, заинтересованного, творческого  отношения к предмету учителя и ученика.

При этом важно понимать, что ЕГЭ — это итог обучения в школе, то есть полученных знаний должно быть достаточно, чтобы сдать выпускной экзамен. На практике же до 70 процентов родителей нанимают репетиторов. Такого быть не должно. Готовить к Единому госэкзамену должна школа.

Читайте также:

• Педагогам хотят оставить всего два документа для заполнения • В России зафиксировали «старение» педагогов

- 11 апреля Болонская группа приостановила участие России во всех органах. Выход из Болонской системы сейчас обсуждается и в России. Зачем нужно выходить из этой системы, если она сама уже вышла из нас?

- По сути, мы в Болонскую систему и не входили. Такого документа нет. Это некое намерение государств синхронизировать подходы к высшему образованию для взаимного признания дипломов, академической мобильности, создания единого образовательного пространства.  К сожалению, признание наших дипломов за пределами страны так и не состоялось. Однако говорить, что нам нужно выходить из какой-то системы, неправильно — те же бакалавриат и магистратура по некоторым направлениям востребованы в определенных сферах.  Сейчас важно совершенствовать  собственную отечественную систему высшего образования, которая должна вобрать в себя все лучшее из русской, советской системы образования, а также лучшие современные подходы.  При этом хочу напомнить, что еще в апреле наш комитет разработал законопроект, который позволяет закрепить подготовку кадров в сфере высшего образования, востребованность которых обусловлена технологическим развитием и модернизацией экономики нашей страны,  исключительно с уровнем высшего образования — специалитет. Инициатива эта родилась прежде всего по просьбе представителей реального  сектора экономики и ректоров вузов.

- Из законодательства об образовании исключат понятие «образовательная услуга». Зачем это нужно?

- Само понятие «услуга в образовании» не отвечает роли учителя, его миссии в обучении и воспитании школьников. Учитель не оказывает услугу, он участвует в формировании личности учеников, влияет на их мировоззрение, систему ценностей. Внесенные в законодательство изменения, безусловно, способствуют повышению престижа профессии учителя в нашем обществе. На это направлен и предстоящий в 2023 году по Указу Президента Год педагога и наставника.

- Как выполняется поручение президента довести зарплату учителей до средней по регионам?

- Оплата труда учителей — один из главных вопросов, который беспокоит учителей страны. Ведь зачастую, чтобы получать достойную заработную плату, учителю приходится работать на полторы-две ставки. А если учитель берет минимальную нагрузку — 18 часов, то зарплата может оказаться даже ниже прожиточного минимума. Все это ведет к  оттоку педагогов. Считаем, что сам механизм начисления зарплаты должен быть понятным и прозрачным. Еще в 2020 году Советом Федерации было принято обращение к Правительству России о единых подходах к формированию зарплаты учителей во всех регионах. 

В настоящее время новые подходы практически сформированы. В общей заработной плате педагогов базовая часть должна составлять не менее 70 процентов.

Надеемся, что с 1 сентября в шести пилотных регионах зарплату учителям будут платить именно по этой схеме. А уже со следующего года, который, напомню, объявлен Годом педагога и наставника, такая практика заработает по всей стране.

- Одобрены законы о создании единого российского движения детей и молодежи, какие изменения в него предложили родители и дети, которые активно участвовали в подготовке документа?

- Федеральными законами предусматривается создание российского движения детей и молодежи, определение его целей с опорой на традиционные ценности нашего многонационального народа, порядок учреждения и осуществления основной деятельности. При доработке документов учтены пожелания родителей и самих детей о том, чтобы придумать название своей будущей организации, атрибутику, направления работы. Возьмем все лучшее из опыта прошлых лет и современных организаций с тем, чтобы российское детское движение стало настоящей точкой притяжения, дружбы, единения и созидания.