Льготникам облегчат доступ к господдержке
С 2019 года граждане смогут оформлять и получать все виды соцпомощи в одном месте
Минтруд планирует подключить все внебюджетные фонды и МФЦ к единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО). Это позволит российским гражданам беспрепятственно и своевременно узнавать о положенных им мерах соцподдержки и, соответственно, облегчит процесс их получения. Достижению заявленной цели сегодня мешают нестыковки федеральных и региональных законов, которые министерство намерено устранить до конца 2019 года. В Совете Федерации взяли ситуацию под контроль и настояли на ускорении процесса.
Принцип одного окна
Госинформсистема ЕГИССО заработала в России с января текущего года, однако до сих пор не выполняет свои основные функции по облегчению доступа граждан к мерам соцподдержки. Так, 95 процентов её пользователей составляют организации — поставщики информации, а большинство из россиян вообще не подозревают о стараниях государства облегчить им жизнь в этой довольно востребованной сфере социального обеспечения. В таких условиях говорить об эффективности системы не приходится. А ведь в её создание вложены деньги, и немалые.
На состоявшемся 6 декабря совещании Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности сенаторы попытались понять, что мешает системе заработать в полную силу. Из объяснений представителей Пенсионного фонда (ПФР) и Минтруда выяснилось, что главная причина невыполнения поставленных целей заключается в разобщённости федеральных и региональных нормативных актов.
Скажем, для того чтобы стать частью ЕГИССО и получить доступ к услугам, гражданину сегодня необходимо ввести данные СНИЛС. Региональные же законы при определении мер и величины соцподдержки такую норму не предусматривают, что, соответственно, не позволяет системе персонифицировать гражданина. То есть идея, которая закладывалась при создании системы — обеспечить быстрый доступ к информации из ПФР, ФОМС и ФСС о всех причитающихся конкретному человеку мерах соцподдержки, — пока не работает.
Руководитель департамента ПФР Елена Петина пояснила, что несмотря на то, что ЕГИССО успешно прошла в 2017 году пилотную апробацию в трёх регионах, в текущем году, когда к ней подключили все оставшиеся субъекты, кураторы проекта столкнулись с серьёзными препятствиями.
«Мы думали, что будем иметь дело с 85 регионами, но в процессе выяснилось, что все субъекты назначают меры соцподдержки на основе своих законов. Из-за этого количество поставщиков информации расширилось за счёт муниципалитетов и выросло до 25 тысяч. Сейчас они действуют несогласованно, из-за чего информация обновляется нерегулярно», — сказала она.
Проблема решится скоро
Выход на заявленные мощности, по словам замминистра труда и соцразвития Алексея Скляра, ожидается в 2020 году. К этому же сроку предполагается расширить перечень мест, где граждане смогли бы получить нужную информацию: помимо глобального контакт-центра, в каждом из внебюджетных фондов будут созданы технологические места, куда потенциальные льготники, если нет доступа к личному кабинету в системе через Интернет, смогут обратиться по телефону. Здесь им должны предоставить полную информацию вне зависимости от того, бюджет какого соцфонда отвечает за конкретные выплаты
Глава комитета Совета Федерации Андрей Кутепов предложил не ограничиваться только фондами, а завести систему и в МФЦ, где граждане уже привыкли получать консультации. По его словам, это избавило бы всех от лишних хлопот «заново изобретать велосипед». Сенатор напомнил, что сегодня, чтобы оформить соцпомощь, граждане по-прежнему должны обивать пороги в разных ведомствах, «стирая коленки».
«Человек должен получить всю информацию в одном месте — в МФЦ. Зачем создавать что-то дополнительно? Когда люди сталкиваются с такой бюрократией, это формирует негативное отношение к государственной власти», — считает он.
Замминистра согласился с позицией парламентария, пообещав урегулировать все проблемы до 2020 года, создав систему единого окна. Пока же получить услугу в МФЦ не получится, так как здесь нет доступа к персонифицированным данным потенциальных или существующих льготников.
При этом работа над дальнейшим совершенствованием ЕГИССО не стоит на месте. По словам Елены Петиной, в настоящее время идёт работа над тем, чтобы сделать систему соцподдержки более адресной. Для этого в регионах будет сформирован реестр семей с низкими доходами.
Андрей Кутепов напомнил, что при этом следует учесть, что увязывать многодетных с малообеспеченными гражданами некорректно. Если есть документы о рождении детей, к чему доказывать ещё и малообеспеченность? Это две разные вещи.
Что такое ЕГИССО
Федеральный закон о создании такой системы вступил в силу 1 января 2018 года. Норма предполагает загрузку в ЕГИССО сведений обо всех гражданах, которые нуждаются в социальной поддержке, что позволит им оперативно получать данные обо всех гарантиях, выплатах или компенсациях, положенных им по закону вне зависимости от того, из какого бюджета они предоставляются.
Предполагается, что россияне смогут узнавать об уже предоставленных и предоставляемых мерах поддержки в личном кабинете на портале госуслуг, откуда можно направить системе соответствующий запрос. При этом вся электронная переписка в рамках системы будет храниться в течение года.
По мнению разработчиков, система должна повысить уровень информированности граждан о правах на соцобеспечение и снизить их физические и временные затраты при получении тех или иных мер господдержки.
Ведение ЕГИССО возложено на ПФР, а ответственным за функционирование информационной системы назначена Минкомцифра.
Ещё материалы: Андрей Кутепов