Все о пенсиях в России

24.12.2024В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Квоты на вредные выбросы посчитают по-новому

Поможет ли система расчётов очистить города от смога?

14.06.2019 00:01

Автор: Евгения Филиппова

Квоты на вредные выбросы посчитают по-новому
Фото: Агентство Москва / Любимов Андрей

Оценивать загрязнение воздуха на 12 российских территориях станут по новой системе — учитывая выбросы не только от промышленности, но и транспорта, коммунальной и социальной инфраструктуры. На основе таких сводных расчётов Росприроднадзор определит, сколько каждое предприятие может производить вредных выбросов. Такой законопроект Правительства собираются рассмотреть в Госдуме в первом чтении на следующей неделе. Каким образом новшества повлияют на экологию в регионах, разбиралась «Парламентская газета».

Посчитают выбросы заводов, автомобилей и ТЭЦ

К 2024 году должны снизить вредные выбросы в атмосферу на 20 процентов в 12 самых загрязнённых городах России, говорится в майском указе президента 2018 года. Именно о них Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию сказал: «Жители крупных индустриальных центров из-за смога неделями не видят солнца». И одним из главных шагов, чтобы выполнить поручение, должен стать новый законопроект, который Правительство внесло в Госдуму в мае, считает глава Комитета Госдумы по экологии и защите окружающей среды Владимир Бурматов.

За вторичную переработку отходов предлагают освобождать от налогов
Новую систему должны ввести в Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите. В них будут производить расчёты загрязнения атмосферного воздуха, подсчитывая общие данные, а не только замеры непосредственно на трубах заводов.

«Будет учитываться нагрузка на воздух от промышленных предприятий, транспорта (это больше 37 процентов в общем объёме выбросов), жилищно-коммунального хозяйства», — пояснила «Парламентской газете» зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт.

Уже исходя из этой общей картины станут определять квоты для промышленности — какой объём вредных веществ каждому из предприятий разрешено выбрасывать в воздух, добавила сенатор. Это не коснётся только предприятий четвёртой наименее опасной категории.

Зачем это нужно? Например, район окружён по периметру пятью-шестью предприятиями, в нём серьёзные потоки автомобильного транспорта, находится свалка — при этом каждое предприятие может соблюдать нормативы, но в сумме идёт превышение предельно допустимо концентрации вредных веществ в несколько раз, отвечает на этот вопрос Владимир Бурматов. «На такой случай надо иметь инструменты воздействия на промышленников, чтобы заставлять их дополнительно снижать воздействие на экологию. Для этого и нужен этот закон», — сказал депутат «Парламентской газете».

Ещё одно важное новшество, по мнению Ирины Гехт, — это оценка вредного воздействия состояния атмосферы в этих городах на человека. По законопроекту такую информацию должны разместить в специально созданной государственной информационной системе мониторинга качества атмосферного воздуха. «Население требует того, чтобы эту оценку сделали и приняли соответствующие социальные программы, касающиеся профилактики заболеваний, диспансерного сопровождения и так далее», — отметила сенатор.

Большое тихоокеанское мусорное пятно

Закон сделали, дальше — ответственность регионов

Квоты станет распределять Росприроднадзор по согласованию с Роспотребнадзором. Ведомства должны будут учитывать предложения по этому поводу субъектов Федерации и предприятий. Самим юридическим лицам или ИП дадут три месяца с момента получения уведомления об установленных квотах, чтобы разработать меры по их достижению. Тем, у кого не будет получаться, смогут помочь регионы, например, профинансировав компенсационные мероприятия.

Субъектам надо будет разработать и комплексные планы по снижению выбросов от транспорта, коммунальной и социальной инфраструктуры. А за выполнение главной задачи — уменьшить выбросы в городах на 20 процентов, — будут нести персональную ответственность главы территорий — участников эксперимента.

Закон может вступить в силу уже с 1 января следующего года, но дальше многое зависит от того, как в регионах воспользуются новым механизмом, считает Владимир Бурматов. «Сами губернаторы нам говорили, что у них нет инструмента воздействия на промышленность, на крупные предприятия. Мы этот инструмент им даём. А дальше, как говорится, мяч будет на их стороне. Им надо будет действовать», — подчеркнул депутат.

В свою очередь, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский, считает, что такой закон в России принимать слишком рано. «При сегодняшней ситуации в экономике дополнительно нагружать предприятия какими-либо обязательствами, штрафовать их недопустимо. Пока о штрафных санкциях речь, конечно, не идёт, но они могут появиться, так как у нас, что касается наказаний, очень быстро принимаются решения», — сказал он «Парламентской газете».

Пока о штрафных санкциях речь, конечно, не идёт, но они могут появиться, так как у нас, что касается наказаний, очень быстро принимаются решения.

Вместо того чтобы накладывать новые ограничения на предприятия, он предложил обратить внимание на то, что в крупных городах, в первую очередь в Москве, сужают дороги и усложняется движение, из-за чего образуются пробки, несущие серьёзную опасность для экологии. «Когда машины стоят в пробках, особенно в жару, они загрязняют воздух гораздо больше, чем любое предприятие», — констатировал сенатор.

Всю работу по законопроекту о сводных расчётах поделили на этапы — до 2021 года должны провести сводные расчёты, оценить риски для здоровья человека, утвердить перечень квотируемых объектов и установить для них квоты выбросов. А потом начать действовать по новой системе. Если такой эксперимент удастся, её могут ввести в других городах.