Кузнецова: предотвратить конфликт в детском коллективе поможет школьный медиатор
Госдума предлагает узаконить службы примирения в учебных учреждениях
Кибербуллинг, жертвами которого сегодня становятся многие подростки, — следствие конфликтов в детском коллективе. Его было бы гораздо меньше, если бы школьник мог доверить свои тайны взрослому, которого он уважает, уверена вице-спикер Госдумы и куратор комитетов, ответственных за социальную политику и защиту семьи и детей Анна Кузнецова. Депутаты VIII созыва внесут в Госдуму законопроект о школьных медиаторах, инициатором которого она выступила, ещё будучи детским омбудсменом. О поддержке российских семей и о параметрах социального бюджета на трёхлетку заместитель председателя палаты рассказала в пресс-центре «Парламентской газеты».
- Анна Юрьевна, как бы вы охарактеризовали социальный бюджет на трёхлетку, который недавно был принят в первом чтении? Какие важные задачи он позволит выполнить? Какие поправки вы предложите ко второму чтению?
- Наверное, что для многих россиян слово «бюджет» сухое и непонятное, которое в первую очередь ассоциируется с кучей бумаг. Но на самом деле этот главный финансовый документ страны про каждого из нас — про многодетных, людей с особенностями развития, ветеранов, пенсионеров, семей с детьми и родителей-одиночек. За каждой строчкой в бюджете — огромный аналитический процесс.
Самое важное, чтобы в бюджете на трёхлетку был баланс, чтобы мы всем смогли помочь, исходя из понятного объёма и ресурса, который есть. В проекте бюджета растут затраты на социальную сферу, здравоохранение и образование. Это уже сейчас понятно и ни у кого вопросов не вызывает.
Сейчас, когда мы вышли на финишную прямую в работе над бюджетом, надеемся, что нам удастся решить многие важные задачи и учесть не охваченные ранее целевые группы. В преддверии второго чтения мы встретились с депутатами фракции «Единая Россия» и у каждого был блок предложений.
Лично я переживаю за то, чтобы как минимум вдвое были увеличены средства на жильё для людей с инвалидностью, которые встали на очередь до 2005 года. Сегодня темпы выдачи жилья в два раза ниже, чем скорость, с которой они по тем или иным причинам из этой очереди выбывают. Если получится в два раза увеличить сумму и добавить 5,9 миллиарда к уже запланированным 5,6, то мы сможем нескольким тысячам семей помочь решить жилищный вопрос. Да, это далеко не сто процентов нуждающихся, но мы понимаем, что на жильё для инвалидов предусмотрено поэтапное выделение средств в течение трёх лет.
Второй важный вопрос касается увеличения финансирования системы долговременного ухода за инвалидами. Наличие у человека инвалидности может означать, что заботиться о нём нужно всю жизнь. И сегодня есть очень хорошие практики у регионов, которые организовывали систему долговременного ухода за людьми с ограниченными возможностями. Наши поправки предлагают распространить хорошо зарекомендовавшую себя систему ещё в семи регионах страны.
- Ещё одна часто обсуждаемая в Госдуме проблема — очередь на жильё для детей-сирот, которая не двигается долгие годы. Как депутаты VIII созыва будут решать эту проблему?
- У меня есть твёрдое убеждение, что, пока мы делаем фрагментарные шаги — выделяем только деньги, не имея действенного механизма их расходования, мы не уйдём так далеко, как хотелось бы, в решении этого вопроса.
В проекте бюджета заложено десять миллиардов рублей на жильё для детей-сирот в год. Но этого мало! Нужно 260 миллиардов. У нас уже две очереди — в одну ставят по решению суда, во вторую — когда сироты вступают в права. Чтобы сдвинуть очередь с мёртвой точки, необходима отдельная госпрограмма. Другой вариант — детей-сирот можно включить в уже действующую госпрограмму. Сегодня некоторые регионы даже те средства, которые им выделяют на жильё для этой категории, умудряются тратить нечестно. Я лично была в домах, которые стоят на пенёчках, а лестница в них заканчивается туалетом за шторкой.
В целом в прошлом году на приобретение квартир для сирот субъекты потратили 83 процента выделенных им на эти цели средств. Остальные деньги вернулись в бюджет, и это при острой нуждаемости в жилье! Сейчас в Правительстве ведётся работа над законопроектом. Точечными мерами, без участия Минстроя, без решений комитетов Госдумы ситуацию не исправить.
- Госдума может инициировать такую госпрограмму?
- Конечно, ведь многие депутаты VIII созыва пришли в Госдуму из общественных организаций. Они, что называется, сердцем за это болеют. У нас есть возможность вместе с Правительством завершить это дело. Пусть это будет госпрограмма или её часть, но это должно быть понятное и системное решение вопроса.
- Уже не первый год обсуждается идея законопроекта о едином статусе многодетных семей и создании специального реестра таких семей. Когда он наконец будет внесён? Какие положения должны быть в этом законе?
- Напомню, впервые эту тему обозначил Святейший патриарх Кирилл на встрече в Совете Федераций. Идею такого закона поддержала спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко. С тех пор ведётся проработка единых критериев для многодетных семей.
С одной стороны, во многих субъектах уже есть практика поддержки многодетных семей. И это безусловный плюс в копилку федерального решения. Но часто бывает так — семья переехала из одного региона в другой и она уже является не многодетной. Этот неравный статус — серьёзнейший минус, который требует ответа законодателя.
Единый федеральный статус для многодетных должен быть определён, и мы будем продвигать эту идею. Ведь здесь речь не только о семьях, которые уже решили, что независимо от обстоятельств в их семье будет трое, пятеро или семеро детей. Это важно для молодых семей, которые только создаются, чтобы с каждым последующим ребёнком укреплялось их благополучие. Сегодня мы можем видеть другие тенденции, когда, наоборот, после рождения каждого следующего малыша среднедушевой доход становится меньше.
Но поддержка многодетных — это ведь не только выплаты, но и другие формы, например соцконтракт, которые дают возможность семье встать на ноги, обрести независимость. Поэтому главная идея будущего закона — раскрытие собственных ресурсов семьи.
За пять лет количество многодетных семей в нашей стране выросло на 27 процентов. Сегодня каждый пятый ребёнок в стране воспитывается в многодетной семье. Поэтому мы понимаем, какому количеству детей и будущих многодетных семей мы помогаем.
- Много ли школьников сегодня сталкиваются с кибербуллингом? Какие законодательные решения помогут защитить детей от травли в Интернете? От каких ещё угроз, по вашему мнению, нужно их защищать?
- В последние годы представление о детской безопасности сильно изменилось. Раньше, когда ребёнок находился дома, считалось, что он в безопасности. Сейчас по рискам для детей на первом месте гибель от рук преступников, на втором — ДТП, на третьем — суициды. Мы понимаем, нужно не просто защищать детей от опасного контента в Интернете, совершенствовать механизм блокировки таких сайтов, предоставить детям альтернативу. И уже есть поручение президента о разработке программы по развитию и продвижению позитивного детского контента.
Нужно помнить, что кибербуллинг — это производное от тех отношений, которые развиваются в детском коллективе. Когда ощущения от того, что тебя не слышат, не понимают, выплёскиваются в Интернет. А, как правило, первопричина интернет-травли — конфликт, внутреннее противостояние.
Читайте также:
• В России предложили готовить детских киберпсихологов • На киберпреступность предложили навалиться всем миром • Пользователей соцсетей вынудили рублём «следить за базаром»
Чтобы предотвратить такие конфликты, необходимо в том числе изменить законодательство. Мы собираем для этого рабочую группу. С таким предложением я выступила ещё на посту детского омбудсмена. По итогам мониторинга работы службы медиации, то есть примирения в школах, мы пришли к выводу, что свои обязанности сотрудники службы нередко исполняют формально. Считаем, что необходимо узаконить службы примирения, чтобы появилась основа для работы с детьми. Нас поддержали профильный комитет Госдумы и министр просвещения. Надеюсь, что ответ законодателей не за горами. Это позволит не отнимать палку, когда дети дерутся, а не допускать конфликты.
Но мало просто закрепить школьную медиацию в законодательстве. Вслед за таким решением должна быть оказана поддержка школе, выделены дополнительные ресурсы. Кроме того, необходимо максимально разгрузить наших учителей.
- Совсем недавно председатель Государственной Думы Вячеслав Володин подписал распоряжение о распределении обязанностей между своими заместителями. Какое направление вы будете курировать?
- Мне поручена организация сотрудничества Государственной Думы с Международной организацией труда, Межпарламентской ассамблеей православия и международными организациями социального характера. Кроме того, при исполкоме СНГ был создан совет, на площадке которого парламентарии стран союза будут обмениваться опытом в вопросах защиты семьи и детей, сохранения традиционных семейных ценностей. Но если понадобится моё участие в любом другом формате международного или межпарламентского сотрудничества, я с радостью приму приглашение. Очень важно, чтобы наши зарубежные коллеги получали адекватную информацию по вопросам социальной политики в нашей стране.
Ещё материалы: Анна Кузнецова