Все о пенсиях в России

24.12.2024В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Курьерам запретили хранить свои носки в контейнере для доставки

Для перевозки товаров покупателям с 1 декабря начнет действовать новый стандарт

12.06.2023 16:00

Автор: Инесса Фотева

Курьерам запретили хранить свои носки в контейнере для доставки
  © Игорь Самохвалов/ПГ

С 1 декабря заработает первый национальный стандарт, в котором подробно расписаны условия доставки товаров розничным покупателям. Сейчас эта сфера никак не регулируется государством, а взаимоотношения со службами доставки строятся по принципу свободы договора. «Парламентская газета» изучила документ.

Определились с понятиями

Актуальность нововведения трудно переоценить, учитывая растущую популярность сервиса, особенно после недавней пандемии, карантина и режима самоизоляции. ГОСТ Р 70760-2023 «Торговля. Услуги доставки товаров розничным покупателям. Общие требования» впервые обозначает требования, которым обязаны соответствовать игроки рынка — юридические лица, индивидуальные предприниматели и самозанятые. Это совместный труд экспертов Федерального научного центра пищевых систем имени Горбатова РАН, Ассоциации компаний розничной торговли, Ассоциации компаний интернет-торговли и компании «Яндекс.Лавка».

Разработчики унифицировали терминологию и способы доставки товаров. Зафиксировали, что такое курьерская бесконтактная и контактная доставка, в том числе в пункты выдачи заказов, постаматы или другое согласованное сторонами устройство либо место. Разложили по полочкам этапы взаимодействия с потребителем, начиная с описания предлагаемых товаров, ознакомления с документами на них, приема предварительных заказов, предпродажной подготовки и заканчивая передачей курьерским или транспортным службам, перемещением и вручением адресату.

Регламент закрепляет общие требования к услуге:

  • доступность, надежность, своевременность, безопасность и информативность;
  • конфиденциальность;
  • информационная безопасность.

Хранить персональные данные покупателей предписано на сервере российской компании, а обрабатывать — только в рамках договора между заказчиком и продавцом, оператором услуги или агрегатором курьерских служб.

Хотя и не взял, но дорогу оплати

Услуги доставки могут быть разделены на группы. Например:

  • по сроку выполнения — экспресс-доставка или обычная;
  • с ограничениями по параметрам заказа — объему, массе, габаритам или стоимости.

Потребитель вправе заказать одежду и обувь нескольких фасонов и размеров для примерки. Но если ничего не понравится, деньги за доставку оператор все равно потребует.

Без подтеков и трещин

Росстандарт назвал «Парламентской газете» типичные ошибки, которыми грешат службы доставки. Среди них —  нарушение сроков и правил товарного соседства. Да и в пути курьеры нередко игнорируют температурный режим, приносят заказ подмокшим или с механическими повреждениями. Как раз для таких ситуаций теперь есть четкие правила:

  • доставлять товары в условиях, гарантирующих их качество и безопасность, исключающих загрязнение и порчу;
  • бытовая химия, парфюмерия и косметика не должны соприкасаться с продуктами, чтобы не испачкать их и не изменить органолептику;
  • используемые емкости, сумки и транспорт обязаны поддерживать требования к транспортировке и хранению, установленные продавцом или законодательством;
  • сумки для перевозки пищи надлежит защищать от пыли и грязи, а также животных, в том числе грызунов и насекомых;
  • мыть, чистить и дезинфицировать эти контейнеры надо регулярно;
  • нельзя использовать поврежденные сумки;
  • запрещается транспортировать и хранить в них личные вещи и продукты курьера.

Коррективы внесла реальность

ГОСТ — это не просто набор терминов, а правила и требования, в том числе к качеству и безопасности продукции или процессов, подчеркнула первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике Надежда Школкина: «Многие из нас об этом не задумываются, хотя при покупке мы зачастую смотрим на этикетку. И если видим на ней, что произведено в соответствии с ГОСТом, как правило, делаем выбор в пользу этого товара».

Росстандарт, по ее мнению, сработал своевременно, так как форматы торговли сильно видоизменились. Их стало больше, а значит, вместе с предложением появились и вопросы.

«В том числе у потребителей и, полагаю, у проверяющих структур тоже. И чтобы правила игры были более прозрачными и понятными для всех, было принято решение о разработке соответствующего ГОСТа», — подытожила Школкина.

С ней согласен ее коллега по комитету Сергей Алтухов: «Современное стремительное развитие маркетплейсов требует регулирования и этой отрасли. Мы видели, как штормило крупных отечественных игроков совсем недавно. Так что этот огромный рынок нуждается в стандартизации правил, введении минимальных требований, которые гарантировали бы качественную доставку и взаимодействие с потребителем».

А так как маркетплейсы чаще всего самостоятельно ведут претензионную работу как посредники между продавцом и покупателем, Алтухов не исключает, что следующим шагом может стать стандартизация и этого взаимодействия.

Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ пояснил «Парламентской газете», почему в Законе «О защите прав потребителей» ни курьеры, ни пункты выдачи заказов, ни другие реалии сегодняшнего дня не фигурируют: «Нормативный акт принимали в те времена, когда таких услуг не было и о доставке никто не думал. Последние поправки, которые вступили в силу 1 января 2019 года, урегулировали деятельность владельцев агрегатора — посредника между продавцом и покупателем».

Законодательство часто не поспевает за переменами в жизни, и ГОСТ на доставку однозначно нужен, заключил он.

Читайте также:

• Покупателей маркетплейсов хотят оградить от хамства сотрудников пункта выдачи

На этом не остановятся

ГОСТ Р 70760-2023 касается доставки любых товаров, включая продукты. Но с оговоркой: он не затронет кулинарную продукцию заведений общепита, которая требует специфических условий доставки. Этот вопрос решит национальный стандарт «Услуги общественного питания. Доставка продукции общественного питания по заказам потребителей. Общие требования», разработанный в рамках профильного комитета № 174 «Продукция и услуги общественного питания». Проект документа опубликован на портале Федеральной государственной информационной системы для публичного обсуждения, которое завершится 10 июля.

Не распространяется этот ГОСТ и на организации, которые взаимодействуют в интересах не рядового потребителя, а компаний-партнеров. Это уже совсем другой сегмент рынка услуг — так называемый b2b, или бизнес для бизнеса.

Кроме того, этот стандарт не касается и почтовой доставки, хотя регулирующие ее правила в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов отсутствуют. В случае запроса со стороны отрасли или заинтересованных организаций Росстандарт может посодействовать в разработке соответствующего документа, сообщили в ведомстве «Парламентской газете».