Курьерам запретили хранить свои носки в контейнере для доставки
Для перевозки товаров покупателям с 1 декабря начнет действовать новый стандарт
С 1 декабря заработает первый национальный стандарт, в котором подробно расписаны условия доставки товаров розничным покупателям. Сейчас эта сфера никак не регулируется государством, а взаимоотношения со службами доставки строятся по принципу свободы договора. «Парламентская газета» изучила документ.
Определились с понятиями
Актуальность нововведения трудно переоценить, учитывая растущую популярность сервиса, особенно после недавней пандемии, карантина и режима самоизоляции. ГОСТ Р 70760-2023 «Торговля. Услуги доставки товаров розничным покупателям. Общие требования» впервые обозначает требования, которым обязаны соответствовать игроки рынка — юридические лица, индивидуальные предприниматели и самозанятые. Это совместный труд экспертов Федерального научного центра пищевых систем имени Горбатова РАН, Ассоциации компаний розничной торговли, Ассоциации компаний интернет-торговли и компании «Яндекс.Лавка».
Разработчики унифицировали терминологию и способы доставки товаров. Зафиксировали, что такое курьерская бесконтактная и контактная доставка, в том числе в пункты выдачи заказов, постаматы или другое согласованное сторонами устройство либо место. Разложили по полочкам этапы взаимодействия с потребителем, начиная с описания предлагаемых товаров, ознакомления с документами на них, приема предварительных заказов, предпродажной подготовки и заканчивая передачей курьерским или транспортным службам, перемещением и вручением адресату.
Регламент закрепляет общие требования к услуге:
- доступность, надежность, своевременность, безопасность и информативность;
- конфиденциальность;
- информационная безопасность.
Хранить персональные данные покупателей предписано на сервере российской компании, а обрабатывать — только в рамках договора между заказчиком и продавцом, оператором услуги или агрегатором курьерских служб.
Хотя и не взял, но дорогу оплати
Услуги доставки могут быть разделены на группы. Например:
- по сроку выполнения — экспресс-доставка или обычная;
- с ограничениями по параметрам заказа — объему, массе, габаритам или стоимости.
Потребитель вправе заказать одежду и обувь нескольких фасонов и размеров для примерки. Но если ничего не понравится, деньги за доставку оператор все равно потребует.
Без подтеков и трещин
Росстандарт назвал «Парламентской газете» типичные ошибки, которыми грешат службы доставки. Среди них — нарушение сроков и правил товарного соседства. Да и в пути курьеры нередко игнорируют температурный режим, приносят заказ подмокшим или с механическими повреждениями. Как раз для таких ситуаций теперь есть четкие правила:
- доставлять товары в условиях, гарантирующих их качество и безопасность, исключающих загрязнение и порчу;
- бытовая химия, парфюмерия и косметика не должны соприкасаться с продуктами, чтобы не испачкать их и не изменить органолептику;
- используемые емкости, сумки и транспорт обязаны поддерживать требования к транспортировке и хранению, установленные продавцом или законодательством;
- сумки для перевозки пищи надлежит защищать от пыли и грязи, а также животных, в том числе грызунов и насекомых;
- мыть, чистить и дезинфицировать эти контейнеры надо регулярно;
- нельзя использовать поврежденные сумки;
- запрещается транспортировать и хранить в них личные вещи и продукты курьера.
Коррективы внесла реальность
ГОСТ — это не просто набор терминов, а правила и требования, в том числе к качеству и безопасности продукции или процессов, подчеркнула первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике Надежда Школкина: «Многие из нас об этом не задумываются, хотя при покупке мы зачастую смотрим на этикетку. И если видим на ней, что произведено в соответствии с ГОСТом, как правило, делаем выбор в пользу этого товара».
Росстандарт, по ее мнению, сработал своевременно, так как форматы торговли сильно видоизменились. Их стало больше, а значит, вместе с предложением появились и вопросы.
«В том числе у потребителей и, полагаю, у проверяющих структур тоже. И чтобы правила игры были более прозрачными и понятными для всех, было принято решение о разработке соответствующего ГОСТа», — подытожила Школкина.
С ней согласен ее коллега по комитету Сергей Алтухов: «Современное стремительное развитие маркетплейсов требует регулирования и этой отрасли. Мы видели, как штормило крупных отечественных игроков совсем недавно. Так что этот огромный рынок нуждается в стандартизации правил, введении минимальных требований, которые гарантировали бы качественную доставку и взаимодействие с потребителем».
А так как маркетплейсы чаще всего самостоятельно ведут претензионную работу как посредники между продавцом и покупателем, Алтухов не исключает, что следующим шагом может стать стандартизация и этого взаимодействия.
Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ пояснил «Парламентской газете», почему в Законе «О защите прав потребителей» ни курьеры, ни пункты выдачи заказов, ни другие реалии сегодняшнего дня не фигурируют: «Нормативный акт принимали в те времена, когда таких услуг не было и о доставке никто не думал. Последние поправки, которые вступили в силу 1 января 2019 года, урегулировали деятельность владельцев агрегатора — посредника между продавцом и покупателем».
Законодательство часто не поспевает за переменами в жизни, и ГОСТ на доставку однозначно нужен, заключил он.
Читайте также:
• Покупателей маркетплейсов хотят оградить от хамства сотрудников пункта выдачи
На этом не остановятся
ГОСТ Р 70760-2023 касается доставки любых товаров, включая продукты. Но с оговоркой: он не затронет кулинарную продукцию заведений общепита, которая требует специфических условий доставки. Этот вопрос решит национальный стандарт «Услуги общественного питания. Доставка продукции общественного питания по заказам потребителей. Общие требования», разработанный в рамках профильного комитета № 174 «Продукция и услуги общественного питания». Проект документа опубликован на портале Федеральной государственной информационной системы для публичного обсуждения, которое завершится 10 июля.
Не распространяется этот ГОСТ и на организации, которые взаимодействуют в интересах не рядового потребителя, а компаний-партнеров. Это уже совсем другой сегмент рынка услуг — так называемый b2b, или бизнес для бизнеса.
Кроме того, этот стандарт не касается и почтовой доставки, хотя регулирующие ее правила в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов отсутствуют. В случае запроса со стороны отрасли или заинтересованных организаций Росстандарт может посодействовать в разработке соответствующего документа, сообщили в ведомстве «Парламентской газете».
Ещё материалы: Надежда Школкина, Сергей Алтухов