Все о пенсиях в России

11:11В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

вчераСоцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Куда жаловаться, если сгорел холодильник из-за «плохого» электричества

В Минэнерго решили дисциплинировать поставщиков коммунальных услуг

27.11.2022 12:00

Автор: Валерий Филоненко

Куда жаловаться, если сгорел холодильник из-за «плохого» электричества
  © Андрей Любимов/АГН Москва

Чтобы в стране заработал принятый в июне этого года закон, предусматривающий ответственность поставщиков электроэнергии за ее качество перед потребителями, нужно точно прописать в подзаконных актах требования к показателям пригодности поставляемых киловатт. Для этого Министерство энергетики планирует ввести в правовое поле понятие «качество электроэнергии». Такой проект приказа Минэнерго разместило на портале проектов нормативных правовых актов 23 ноября. «Парламентская газета» выясняла, куда россиянам обращаться за помощью, если в квартире то и дело мерцают лампочки или вышла из строя техника из-за перепада напряжения.

Главное — это частота

До принятия в июне этого года поправок в Закон «Об электроэнергетике» (№ 174-ФЗ) норма об ответственности организаций, поставляющих электроэнергию, за ее качество перед потребителями отсутствовала. Да и сами вопросы качества электричества регламентированы не были, а требования к добротности поставляемых киловатт ограничивались отсылочными нормами к техническим регламентам, которые такие требования не содержат.

Единственным документом, определяющим какие-либо нормативы качества электроэнергии, до настоящего времени оставался ГОСТ 32144-2013, в том числе устанавливающий допустимое десятипроцентное отклонение в напряжении как выше, так и ниже 220 вольт. Однако документ этот добровольного применения и требует уже давно пересмотра с учетом произошедших за последние годы изменений в нормативном и техническом регулировании энергосистем страны.

Чтобы июньские изменения заработали полноценно, необходимы подзаконные акты, в которых устранялась бы очевидная правовая лакуна. Помимо самого понятия «качество электрической энергии» в проекте приказа Минэнерго предлагает нормативно закрепить показатели качества электричества в Единой энергетической системе (ЕЭС). Речь идет о технологически изолированных электроэнергетических системах, а также системах электроснабжения общего назначения, предназначенных для снабжения электричеством различных потребителей с частотой переменного тока 50 Гц на территориях, технологически не связанных с ЕЭС.

Также в проекте приказа обозначаются параметры показателей, характеризующие качество электрической энергии и ее соответствие требованиям к частоте и напряжению, утвержденным кабмином в правилах технологического функционирования электросистем в 2018 году. Кроме того, в документе отражены требованиях к надежности и безопасности энергосистем.

«Утверждаемые проектом приказа требования к качеству электрической энергии должны выполняться при разработке и выборе технических решений по строительству, реконструкции, модернизации и техническому перевооружению объектов электроэнергетики», — говорится в пояснительной записке к документу. Требованиями также следует руководствоваться при электроснабжении потребителей.

По мнению авторов документа, принятие проекта приказа позволит на нормативном уровне исключить добровольное применение требований к качеству электрической энергии и связанные с этим проблемы в правоприменительной практике. Соблюдение энергетическими организациями таких требований должно контролироваться антимонопольной службой.

Утверждаемые проектом приказа параметры качественного электричества должны вступить в силу по истечении трех месяцев с даты официального опубликования.

Школам и больницам предложили определиться с энергоэффективностью

То потухнет, то погаснет — что делать?

По свидетельству Роспотребнадзора, договор электроснабжения попадает под действие закона о защите прав потребителей. Это, в частности, подтвердил в своем определении №46-КГ21-31-К6 Верховный суд: при заключении между потребителем и энергосбытом (гарантирующим поставщиком) договора последний оказывает услуги по электроснабжению.

Согласно утвержденным в 2011 году кабмином правилам, ненадлежащим качеством коммунальной услуги по электроснабжению считается, если напряжение в сети потребителя отличается от предельных гостовских значений, то есть ниже 198 В или выше 242 В. Однако привлечь поставщика услуг за отклонение от нормы довольно сложно из-за несовершенства нормативной базы, пояснила «Парламентской газете» зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева.

«Если речь идет о многоквартирных домах, то действует правительственное постановление № 354, где ненадлежащими по качеству коммунальные услуги считаются те, что предоставляются с перерывами. Если перерыв в электроснабжении единовременно более 4 часов или 8 часов в течение месяца, предполагается перерасчет платы», — уточнила депутат.

С требованиями о предоставлении электричества надлежащего качества и возмещении убытков следует обращаться именно к той организации, которая допустила халатность. Обращение лучше всего составить письменно в виде претензии, советуют на сайте Роспотребнадзора.

Но сначала нужно письменно или устно, в том числе по телефону, обратиться в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя, записать номер заявки. Если причины нарушения качества услуги неизвестны, то с потребителем должна быть согласована дата и время проведения проверки факта ее нарушения. Проверка должна начаться не позднее двух часов с момента подачи заявки.

По окончании проверки составляется акт, один экземпляр должен быть выдан потребителю.

«Если факт нарушения качества коммунальной услуги в ходе проведенной проверки подтвердился, то дата и время обращения в аварийную службу исполнителя будет началом периода, в течение которого считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества», — говорится на сайте Роспотребнадзора.

В частности, если установлено, что качество электроэнергии было ненадлежащим, то размер платы за каждый час снабжения «подпорченными» киловаттами суммарно в течение месяца снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период.

Кроме того, потребитель вправе требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу, а также компенсации морального вреда, если ущерб был причинен из-за некачественной электроэнергии.

Читайте также:

• Россиян научат экономить тепло и воду

Когда обращаться в суд

В случае если энергоснабжающая или управляющая компании не отреагировали на претензию и требование добровольного возмещения убытков, потребителям следует обращаться в суд, приложив к иску все имеющие доказательства. В том числе сгодятся акт проверки качества электроэнергии, а также заключение специализированной сервисной службы или экспертной организации о причинах выхода из строя техники. 

Согласно закону о защите прав потребителей, иск можно по выбору истца направить в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, то по месту его жительства. Кроме того, возможно написать заявление в суд по месту жительства или пребывания истца, а также по месту заключения или исполнения договора.

При удовлетворении иска помимо суммы возмещения суд взыскивает с исполнителя в пользу потребителя еще и штраф в размере 50 процентов от присужденной суммы — за неисполнение требований  в добровольном порядке.