Кто ответит за крушение «Боинга» над Донбассом
Пять лет назад, 17 июля 2014 года, в небе над Донбассом произошло крушение самолета Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, который совершал плановый полёт по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур (рейс МН-17).
Это произошло вечером — между 17 и 18 часами по московскому времени, когда он исчез с радаров на высоте 10 тысяч метров. Обломки самолёта и останки его пассажиров были разбросаны на десятки километров в окрестностях городов Снежное и Торез (ДНР). На борту лайнера находилось 298 человек, среди них 85 детей и 15 членов экипажа. Все они погибли.
Хроника событий
Первыми на место крушения выехали спасатели и поисковые отряды Донецкой Народной Республики. Им удалось обнаружить «чёрные ящики» — самописцы затем в присутствии наблюдателей ОБСЕ и СМИ передали представителям Малайзии.
Расследовать обстоятельства трагедии изначально взялось Национальное бюро по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами. Но уже 23 июля дело передали Совету безопасности Нидерландов. Содействие ему оказывали эксперты из разных стран, в том числе России.
Уже на следующий день, 18 июля, группа иностранных специалистов прибыла на Донбасс. Ополченцы предоставили наблюдателям и следователям полный доступ к месту крушения, однако, те всё равно не могли свободно передвигаться в зоне падения самолёта, поскольку украинская сторона не ответила на предложение ДНР о десятикилометровой зоне без огня вокруг места катастрофы.
Поиск тел погибших продолжался несколько дней. Все обнаруженные останки переправлялись через Харьков в Нидерланды. Последние упоминания в СМИ о количестве опознанных жертв датированы 2015 годом: сообщалось, что следователем удалось идентифицировать 296 тел. Известно, что на месте крушения эксперты фотографировали положение тел и обломков перед их транспортировкой.
Первая партия обломков лайнера была вывезена из донецких полей в Нидерланды только в ноябре 2014 года. После этого оставшиеся части самолёта собирали поисковые отряды и местные жители ДНР. Всё найденное было переправлено в Голландию в 2015 году.
Большая политика вокруг большой драмы
Крушение малазийского «Боинга» сразу же стало вопросом большой политики. Киев заявил, что самолёт был сбит ополченцами из ЗРК «Бук». Вашингтон и его союзники придерживаются подобной версии, считая, что самолёт был преднамеренно сбит ополченцами с применением ракеты «земля-воздух», которую они якобы получили от России. Кроме громких заявлений и голословных обвинений, данная версия ничем не подкреплена. Тем не менее она остаётся основной у Международной следственной группы.
Власти ДНР заявляют, что не имеют вооружения, способного сбить воздушное судно на такой высоте. Россия также считает, что ответственность за катастрофу несёт Украина.
Москва неоднократно подчёркивала, что европейская сторона игнорирует российские доказательства и материалы по этому делу. «В ответ было либо тотальное молчание, либо заявления, что материалы рассмотрены, но ценности не представляют, так как противоречат основной известной линии расследования с обвинительным уклоном в сторону ополченцев Донбасса и России», — отмечала в феврале этого года официальный представитель МИД России Мария Захарова.
О непонятном молчании международных следователей, нарушаемом лишь для голословных обвинений в адрес России, высказывался и президент России Владимир Путин. «Кто разрешил полёты над зоной боевых действий? Россия, что ли? Нет. А истребители где были и где эти абсолютные доказательства того, что это ополченцы стреляли либо кто-то другой? Там очень много вопросов, понимаете, много, а на них не отвечают. Просто выбрали один раз и навсегда, назначили виновных — и всё. Нас такой подход к расследованию не устраивает», — отметил глава государства, общаясь с журналистами по итогам «Прямой линии» в этом году.
Начало судебного процесса по делу об авиакатастрофе на Донбассе Нидерланды запланировали на март 2020 года.
Ещё материалы: Владимир Путин