Кто ответит за безопасность лифтов
Контроль за соблюдением технических регламентов в этой области хотят передать Росстандарту
Сейчас в законодательстве не установлено, кто отвечает за безопасность лифтов в жилых домах. За порядком должны следить управляющие компании, заключившие договор с лифтовой организацией, но зачастую они этим не занимаются, пытаясь сэкономить. Отсутствие госконтроля приводит к авариям. Минпромторг предложил исправить законодательный пробел и обязать Росстандарт контролировать соблюдение техрегламентов безопасности лифтов. Такая инициатива опубликована на портале проектов нормативных актов и готовится к обсуждению в кабмине. Также на портале размещён законопроект Ростехнадзора о передаче этому ведомству надзора за использованием лифтов и о внеплановых проверках в домах.
Остались без присмотра
В Минпромторге напомнили, что 1 июля 2021 года вступил в силу закон, согласно которому виды государственного и муниципального контроля устанавливают федеральными законами. До принятия таких документов надзор ведут на основании постановлений Правительства. Такие постановления есть: они обязывают Росстандарт следить за соблюдением техрегламентов безопасности колёсного транспорта, требований к бензину и дизельному топливу, национальных стандартов в области электрической энергии и электросетей. Вот только вне надзора оказались регламенты безопасности машин и оборудования, лифтов, тракторов, маломерных судов, аттракционов и оборудования для детских площадок.
Минпромторг предложил, чтобы за их соблюдение отвечал Росстандарт. Законопроект, размещённый на портале правовых актов 7 октября, уже прошёл общественное обсуждение и готовится к рассмотрению в Правительстве. В случае принятия Госдумой он может вступить в силу уже в сентябре 2022 года.
Однако в Национальном лифтовом союзе не уверены, что новые нормы повысят безопасность подъёмников. Первый вице-президент союза Алексей Захаров сообщил «Парламентской газете», что с 2013 до 2021 года у Росстандарта уже были функции контроля за проектированием, изготовлением и монтажом кабин.
«Нет информации, что в этот период провели какие-то проверки производителей лифтов, — сказал эксперт. — Я слышал только о двух попытках проверки заводов. На мой взгляд, неэффективно назначать ответственным ведомство, которое за девять лет не проводило контрольно-надзорных мероприятий».
Плановые проверки могут отменить
Гораздо больше надежд в отраслевом союзе возлагают на законопроект Ростехнадзора с поправками в Градостроительный кодекс. Документ размещён портале нормативных правовых актов 21 октября 2021 года и предусматривает, что именно Ростехнадзор будет контролировать содержание и использование лифтов и подъёмных платформ. Там же предложено отменить плановые проверки лифтового хозяйства и оставить только внеплановые.
«Законопроект до марта должен пройти процедуру оценки регулирующего воздействия, и к маю его могут внести в Госдуму», — сказал Захаров. Предварительная дата вступления в силу этих поправок — 1 марта 2023 года.
Как пояснил Захаров, разработка обеих инициатив связана с «регуляторной гильотиной», рубанувшей по постановлению кабмина от 13 мая 2013 года. Согласно тому документу, за производством лифтов должен был следить Росстандарт, а за эксплуатацией — Ростехнадзор. Теперь эти функции предлагают закрепить федеральными законами.
180 тысяч на замену
Тему контроля лифтового хозяйства планируют рассмотреть на первом заседании рабочей группы по лифтам, созданной недавно в Госдуме. По словам главы думского Комитета по строительству и ЖКХ, руководителя рабочей группы Сергея Пахомова, в этой области не должно быть законодательного вакуума.
«Отсутствие государственного контроля может привести к росту доли фальсификата на рынке, снижению качества и безопасности лифтов в жилых домах. Мы не можем подвергать риску жизнь и здоровье наших граждан», — сказал депутат «Парламентской газете».
Пахомов отметил, что предстоит заменить более 180 тысяч лифтов лифтов по всей стране, из них 40 тысяч требуют срочной замены, а 125 тысяч нужно установить уже к 2025 году. Рабочая группа уже начала обсуждать эту тему с Минпромторгом и Фондом содействия реформированию ЖКХ.
Пока новые нормы не приняли, за безопасность лифтов отвечает управляющая компания. Она обязана заключить договор с лифтовой организацией. В период службы лифта, составляющий 25 лет, специалисты должны проводить профилактический осмотр и при необходимости ремонт. По истечении срока службы лифт можно использовать только после проведения сертификации.
Как ранее сказала «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, зачастую управляющие компании не заключают договор о техобслуживании лифта, так как хотят сэкономить, или заключают их с какими-то фейковыми организациями, в которых нет специалистов нужной квалификации. В итоге лифты выходят из строя и становятся опасными для людей.
В городе Обнинске Калужской области 24 января лифт загорелся и рухнул в подвал. 22 октября 2021 года в Москве упал лифт, в котором находились 11 человек. Он пролетел несколько этажей и только в последний момент сработал страховочный механизм. 24 ноября в Санкт-Петербурге девушка, пытаясь выбраться из застрявшего лифта, упала в шахту. 29 сентября Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту неисправности лифта в подмосковном Красногорске: кабина, в которой находилась девушка, проехала мимо её этажа, а затем сорвалась вниз на несколько метров. Потерпевшая получила черепно-мозговую травму.
Ещё материалы: Сергей Пахомов, Светлана Разворотнева