Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Кто ответит за аварию автомобиля-беспилотника

В качестве эксперимента некоторым машинам разрешат ездить без водителя по территории нескольких регионов, включая Москву и Санкт-Петербург

05.08.2022 16:09

Автор: Валерий Филоненко

Кто ответит за аварию автомобиля-беспилотника
  © Сергей Ведяшкин/АГН "Москва"

Увернуться от хулиганистого участника движения или выскочившего на встречку грузовика беспилотным автомобилям помогут нейротехнологии и искусственный интеллект, в том числе в области компьютерного зрения. Проект постановления о введении экспериментального правового режима пользования самодвижущимися машинами в 40 субъектах РФ разработал Минэкономразвития. Документ размещен на портале проектов нормативных правовых актов 4 августа. «Парламентская газета» разбиралась, кто в случае аварии такого авто понесет ответственность — оператор, водитель-испытатель или изготовитель оборудования.

ИИ — всему голова

В марте этого года кабмин разрешил в рамках эксперимента эксплуатацию беспилотных автомобилей на улицах Москвы, в городе-спутнике Казани Иннополисе, на федеральной территории «Сириус» и в инновационном центре «Сколково». Свежий проект правительственного постановления распространяет эксперимент на другие регионы, в том числе Санкт-Петербург, Омскую, Оренбургскую, Пензенскую области, а также на Ханты-Мансийский автономный округ.

Участниками эксперимента, который продлится три года, станут компании «Газпромнефть-Снабжение»,«Сбер Автомотив Технологии», «НПО «СтарЛайн», «Яндекс.Испытания», но перечень может быть расширен. Эксплуатировать инновационные авто, которые подразделяются на две группы — с водителем и без, — разрешат в зонах, установленных Минтрансом по согласованию с регионами, МВД и ФСО. По требованиям эксперимента каждый беспилотник должен быть застрахован на десять миллионов рублей на случай ДТП. Кроме того, испытательная лаборатория должна проверить каждое такое такси на соответствие требованиям безопасности. 

В постановлении подробно описывается, за счет каких научных решений самодвижущийся экипаж сможет обеспечить безопасность пассажиров. Увернуться от хулиганистого участника движения или выскочившего на встречку грузовика помогут нейротехнологии и искусственный интеллект, в том числе в области компьютерного зрения. Вся эта инновационная смесь будет приправлена технологиями работы с большими данными, а также робототехникой, способной к сенсомоторной координации и пространственному позиционированию. Технологии промышленного Интернета поспособствуют, в свою очередь, автономному принятию решений.

На тот случай, если техника даст сбой, внутри салона умной машины разместят номера контактных телефонов службы техподдержки. А чтоб уж совсем было не страшно пользоваться таким самостоятельным такси, за всем процессом будет следить оператор, а где необходимо присутствовать, и водитель-испытатель. У того и другого должны быть водительские удостоверения и отсутствие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Кто ответит за ДТП

Причины, которые могут привести беспилотник к трагедии на дороге, по мнению Минэкономразвтия, умещаются на пальцах одной руки: нарушение ПДД, технические неисправности, преднамеренные действия третьих лиц, ошибка водителя-испытателя и прочие факторы.

При этом важно, чтобы после ДТП цифровой разум автомобиля заглушил двигатель на месте происшествия, а не сделал вид, что его это не касается. Чтобы поспешившему на место аварии полицейскому не пришлось глотать валидол и объявлять план «Перехват», глядя, как потерявший самоконтроль искусственный интеллект на четырех колесах «уходит от погони», на борту беспилотника рядом с водительским местом разместят контакты оператора. Следуя за «беглецом», инспектор ГИБДД должен продиктовать по телефону госномер и попросить его остановить машину.

В случае если машина шла только с пассажирами без водителя-испытателя, то предстоит точно установить причину ДТП. Согласно проекту постановления, ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров, если установлено, что оно произошло по вине беспилотника, ложится на участника эксперимента.

© Игорь Самохвалов/ПГ

В частности, если авария случилась из-за неисправности авто, то ответственность несут те, кто отвечает за техническое состояние беспилотника. Если же будет установлено, что причина ДТП кроется в недостаточном контроле за параметрами работы автоматизированной системы управления машины, ответственность ляжет на оператора. «При удаленных маршрутизации и диспетчеризации со стороны оператора ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажира и иных участников дорожного движения в связи с недостатками при осуществлении маршрутизации и диспетчеризации несет оператор», — подтвердила «Парламентской газете» член Ассоциации юристов России Наталия Скрябина.

Если в момент аварии в салоне находился водитель-испытатель, то накажут, скорее всего, его, если будет доказано, что авария случилась из-за недосмотра или не вовремя предпринятых действий, уточнила эксперт.

Впрочем, статья за нарушение ПДД не единственная, которую могут применить к владельцам беспилотных авто, считает член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин. Им вполне может грозить уголовная ответственность за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, и за халатность, ранее пояснял «Парламентской газете» сенатор.

Кто ж его посадит? Он же беспилотник!

В Китае с виновными уже определились

Масштабный эксперимент с участием беспилотников на российских дорогах еще только в планах, а вот в соседнем Китае уже разработали правила, которые определяют ответственных за ДТП с участием автономных такси, сообщает портал trashbox.ru.

С 1 августа в огромном мегаполисе Шэньчжэне разрешили такси без водителя за рулем, однако в салоне по-прежнему обязан находиться сотрудник, который подстрахует искусственный интеллект.

Правовая новация гласит, что если внутри транспортного средства присутствовал водитель, то он становится ответственным в случае ДТП по вине умной машины. Если же человека, способного управлять автомобилем, не было, то виновным считается владелец беспилотника.

Но если будет доказано, что авария произошла из-за дефектных деталей или сбоев в программном обеспечении, то отвечать будет производитель машины или разработчик ПО.

При этом владельцу беспилотника предоставляется возможность защитить свои интересы, обратившись в суд.

Кто получит субсидии на испытания беспилотных автомобилей