Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Кто и зачем звонит с незнакомых номеров

Разговор с мошенником лучше прекратить как можно быстрее

17.03.2024 00:00

Кто и зачем звонит с незнакомых номеров
  © freepik.com

Телефонное мошенничество стало одним из самых распространенных способов обмана. Преступники пользуются методами психологического воздействия, которым непросто противостоять. Однако такой звонок все же можно распознать — и тут же положить трубку.

Звонок из банка, ЦБ, МВД

Злоумышленники часто звонят с незнакомого номера, представляются сотрудником службы безопасности банка, а то и Центробанка, полиции или другого госоргана. Убеждают, что какие-то мошенники пытаются похитить деньги с ваших счетов. А потому нужно срочно перевести все деньги на «безопасный счет». Для этого мошенники просят продиктовать данные карты и код, который придет в СМС-сообщении.

Сейчас стал массовым еще один сценарий обмана: звонок с неизвестного номера якобы от сотрудника правоохранительных органов, который начинает убеждать абонента, что он подозревается в финансировании некой запрещенной организации, после чего требует снять деньги или оформить кредит.

Или, скажем, лжеполицейский говорит, что расследует случаи мошенничества и ему нужна ваша помощь. Для этого он просит абонента пойти в банк, снять деньги со своего счета и передать их «сотрудникам полиции» или перевести по указанным реквизитам. Самые наглые и вовсе говорят: в отношении вас возбуждено уголовное дело, ваши данные фигурируют в преступной деятельности, поэтому нам необходим доступ к вашим банковским реквизитам или аккаунтам для проверки информации.

В ста процентах случаев все это — ложь. Ни банки, ни госорганы и ни тем более полиция не решают вопросы по телефону. Это явный признак мошенничества. Поэтому первым делом надо положить трубку и не совершать никаких действий и банковских операций по инструкциям звонящего. Затем стоит лично обратиться в банк, где открыт счет, и уточнить, все ли в порядке.

Родственник в беде или приказ «руководителя»

Вот еще популярный у мошенников сценарий: звонят с незнакомого номера, слышно плохо, но человек обращается к абоненту «мама», «папа», а то и по имени. Впечатление, будто ребенок или хороший знакомый попал в беду и просит помочь. После этого к разговору подключается «сотрудник полиции». Человека убеждают, что его близкого задержали — чаще всего речь идет о ДТП или драке. Ему грозит солидный срок, но «полицейский» готов помочь, если ему перевести определенную сумму денег.

По аналогии может поступить сообщение или звонок от «руководителя», который просит перевести деньги по указанным им реквизитам на разные нужды либо сообщает, что с вами должны связаться представители «госорганов», которые вскоре звонят — и далее все развивается по известной схеме: перевод денег на «безопасный счет».

Что будет, если НАТО введет войска на территорию Украины

Как правильно поступить

Не видя человека, нельзя быть уверенным, что вы разговариваете именно с ним. Поэтому надо положить трубку и самому связаться с близким человеком или руководителем по его номеру телефона.

Вам звонят из «Госуслуг»

Очередной сценарий: с неизвестного номера поступает звонок от «сотрудника техподдержки портала госуслуг» либо звонок или сообщение от «сотового оператора», после чего человека убеждают, что у него произошли изменения профиля в личном кабинете, например, кто-то пытается сменить привязанный к нему номер телефона. И для отмены операции нужно продиктовать код из СМС. Но стоит это сделать, и мошенники получат доступ к личному кабинету, а значит, к персональным данным, и попробуют оформить на ваше имя кредит.

Надо навсегда запомнить: коды из СМС и свои данные нельзя сообщать никому — настоящие сотрудники их никогда не спрашивают. Положите трубку. Не переходите по ссылкам и не скачивайте закрепленные в сообщении файлы. Зайдите в личный кабинет на портале госуслуг, удостоверьтесь, что вы по-прежнему имеете к нему доступ, на всякий случай смените пароль. Ни сотрудники портала «Госуслуги», ни операторы связи никогда не звонят по телефону для решения важных вопросов, это явный признак мошенничества.

Объявления о доставке

На двери квартиры вешают объявление о доставке посылки с указанием номера телефона для связи. А при общении человека убеждают перевести деньги за доставку. Тут же ему звонят «сотрудники банков» или «госорганов», убеждая, что это обман и деньги нужно срочно перевести — все на тот же «безопасный счет».

Не нужно вообще реагировать на объявление и отвечать на звонки с неизвестных номеров. Помните, сотрудники банков и госорганов не звонят и не пишут СМС для решения вопросов, не отправляют фото своих документов, удостоверения личности.

Принесли документы

Еще один сценарий — когда курьер приносит документы из банка или госорганов, где указано, что ваши деньги в опасности или что нужно поучаствовать в «специальной операции», проводимой правоохранительными органами. Затем звонят из упомянутых в документах «ведомств» и выясняют, много ли скопил человек и в каком банке хранит деньги. А затем просят снять их и перевести.

Подобную информацию через курьера, как и по телефону, ни банки, ни госорганы не передают. При возникновении опасений за сохранность денег, лучший способ — самостоятельно обратиться в учреждение.

Взлом аккаунтов в мессенджерах и соцсетях

От друга или родственника вам вдруг приходит сообщение с просьбой о помощи, как правило — дать в долг. Скорее всего, это значит, что его аккаунт взломали.

Главное — не совершать никаких переводов. Надо убедиться, что вам написал именно знакомый или родственник.

Если же взломали ваш аккаунт, то надо срочно его восстановить, сменить пароли от соцсетей и мессенджеров. И уведомить родственников и знакомых о возможной мошеннической рассылке.

Вредоносные программы

На телефон поступает сообщение со ссылкой на установку обновления приложения или с информацией о попытке хищения денег либо оформления кредита. И для предотвращения этого предлагается установить программу на телефон. Если это сделать, мошенники получат доступ ко всем данным телефона, они могут вывести деньги и оформить кредиты.

Такие сообщения надо просто удалить. Нельзя переходить по неизвестным ссылкам и устанавливать программы по просьбе посторонних лиц.

Поиск работы — и снова обман

В интернете вы переходите на сайт с предложением работы. С вами связываются в мессенджерах или по видеосвязи и убеждают оформить кредит или кредитную карту для «подтверждения кредитоспособности», а затем заставляют снять и перевести деньги.

Это явный признак мошенничества. Нельзя сообщать персональные данные и данные карт. Честные работодатели никогда не просят у соискателей деньги.

Картаполов назвал фейком информацию о новой волне мобилизации в России

Сайт знакомств

Там водятся очень обаятельные люди, которые вдруг просят перевести им деньги на билеты или на оплату пошлины за дорогостоящий «подарок», который отправлен вам по почте. Также могут убедить перевести деньги для получения посылки.

В таком случае прекратите общение по подобным вопросам. Не отвечайте на звонки с неизвестных номеров и не совершайте банковских операций по чужим инструкциям.

Акции, финансовые пирамиды, криптобиржи

Быстрый и легкий доход в интернете — явный признак мошенничества. Вам объясняют суть работы и просят пополнить счет. Поначалу вы даже зарабатываете — для завоевания доверия. Но затем у вас просят увеличить суммы взносов, а вывода средств не происходит.

Участились случаи «моментальной доходности», когда убеждают оформить кредит, часть которого жертва может оставить себе, а оставшуюся сумму мошенники обещают погасить сами, но этого, разумеется, не происходит. А возвращать кредит приходится пострадавшему.

В таких акциях участвовать не стоит — легких денег не бывает. Не сообщайте персональные данные и данные ваших карт. Также заметьте, что манипуляции по оформлению кредита и получению прибыли совершаются устно без документального подтверждения.

Признаки пирамиды: обещание и гарантия высокого дохода, отсутствие лицензии ЦБ, агрессивная реклама, регистрация не в РФ, для вывода требуют внести деньги для «повышения статуса».

Если деньги в пирамиду уже вложены, то не совершайте новых переводов и прекратите общение с представителями организации. Не сообщайте персональные данные, не совершайте действий по их инструкциям.

Никита Кудряшкин, директор Управления безопасности Московского банка Сбербанка.

Читайте также:

• Растущая угроза преступлений при помощи SIM-карт: требуется усиление мер безопасности • Что делать, если вам звонит поддельный депутат Госдумы