Кто и зачем «мутит» топливо на заправках
Информация о повсеместном недоливе бензина на российских АЗС оказалась уткой
Фото: Интерпресс/ТАСС
Законодатели и участники топливного рынка единодушно поставили под сомнение результаты недавних проверок Федерации автовладельцев России, которая заявила о том, что на 76 процентах российских заправок недоливают бензин. В то же время эксперты признали существующую проблему с качеством реализуемого на АЗС топлива, проконтролировать которое у государства порой просто не хватает рук.
С потолка на бумагу
Идея проверить российские автозаправки на «вшивость» на сайте Федерации автовладельцев объясняется просто: в связи с участившимися жалобами автовладельцев и отсутствием аттестованной методики определения фактически залитого топлива в бак. Здесь же описывается способ определения недолива на АЗС в режиме «тайного покупателя», прочие технические детали.
По мнению первого зампреда Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова, инициаторы проверки согрешили дважды. Во-первых, жалоб автолюбителей на качество топлива всегда было хоть отбавляй, поэтому не вполне корректно говорить сейчас, что их стало на столько-то больше. Во-вторых, авторы идеи неточны, говоря об отсутствии методики определения недолива. Методика существует давно, её разработал Росстандарт, который и отвечает за сертификацию оборудования АЗС.
«Начнём с того, что Федерация автовладельцев не существует, организация ликвидирована по решению суда три года назад. Другой вопрос — где результаты их проб зафиксированы? Они что, сдавались в лабораторию Росстандарта? Ничего этого нет. Все их выводы ни о чём. С потолка», — пояснил «Парламентской газете» депутат.
При этом законодатель обратил внимание на другую проблему — качество продаваемого на заправках бензина.
Если есть в области нефтебаза, то на ней «бодяжат» топливо.
«Даже в Москве с её обилием силовых и контрольных органов ещё несколько лет назад каждая четвёртая АЗС торговала контрафактным топливом, хотя у нас на заправках и был принят стандарт Евро-3. В российской глубинке его и вовсе некому контролировать, и нет органа, который бы это делал. Если есть в области нефтебаза, то не ошибусь, сказав, что на ней «бодяжат» топливо. Из низкооктанового делают высокооктановое», — уточнил Лысаков.
В подтверждение сказанного депутат привёл статистику, согласно которой ежегодные объёмы продаж высокооктанового бензина на заправках на сотни тысяч тонн превышают объёмы его производства на российских НПЗ.
Кто стоит за вбросом?
Сами участники рынка признают, что недобросовестные работники АЗС пытались и пытаются недоливать топливо, но есть закон, в рамках которого государство научилось бороться с проблемой. В крупных вертикально-интегрированных компаниях с недоливом успешно справляется внутренняя служба контроля. Имиджевые потери для таких компаний означают серьёзные убытки на фондовом рынке, поэтому за чистоплотностью своих сотрудников здесь следят особо тщательно.
Другое дело — маленькие заправки, но и здесь не так просто обмануть покупателя. Всё оборудование проходит регулярную проверку Росстандартом, опечатывается и в случае обнаружения нарушений торговцами бензином может заняться ОБЭП. Поэтому говорить о повсеместных нарушениях можно лишь при наличии гипертрофированного чувства юмора, считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
«Если честно, то даже говорить не о чем. Существует вполне адекватная методика проверки всех бензиновых колонок Росстандартом. Он же их и пломбирует. О каком недоливе бензина в таких условиях может идти речь — не знаю», — усомнился он в корректности проверок Федерации автовладельцев.
В свою очередь, председатель «Независимого топливного союза» Павел Баженов предлагает не принимать всерьёз результаты проверок федерации, так как абсолютно антинаучно экстраполировать их результаты на все российские АЗС.
«Насколько мне известно, ими было проверено 34 заправки. В связи с этим много вопросов возникает. Каким образом проводилась проверка? Насколько я знаю, это были не специализированные мерники, а бак автомобиля с установленными датчиками. Что это были за датчики, как они работают, какова их погрешность? Учитывая, что в качестве показателя они приняли расхождение в один процент между фактическим объёмом топлива в баке и объёмом отпуска, то эта погрешность и могла быть интерпретирована как недолив топлива. Говорить, что это было какое-то серьёзное исследование, на основании которого можно делать какие-то выводы, точно не приходится», — признал он.
Глава «Независимого топливного союза» также добавил, что попытка федерации раскачать лодку на топливном рынке заставляет задуматься о том, кто стоит за этим вбросом?
«Мне не хочется в это верить, я хорошо отношусь к Федерации автовладельцев, но в силу сегодняшнего критического положения на рознице поднимать в информационном поле подобные темы, которые очень сильно меняют ракурс, выглядит странно и невольно наводит на определённые мысли», — поделился с «Парламентской газетой» своими подозрениями Баженов.
Московская область | 1447 |
Краснодарский край | 996 |
Москва | 748 |
Красноярский край | 737 |
Санкт-Петербург | 566 |
Нижегородская область | 554 |
Кемеровская область | 521 |
Воронежская область | 493 |
Волгоградская область | 455 |
Иркутская область | 454 |
Ещё материалы: Вячеслав Лысаков