КС разъяснил, кто должен выписывать протоколы о нарушении тишины
Согласно принятым в 2014 году поправкам, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных региональными законами, должны выписываться сотрудниками полиции по соглашению с органами власти субъектов Федерации. При этом отсутствие такого соглашения нарушает права граждан. О таком решении Конституционного суда 10 апреля сообщается на его сайте.
Отмечается, что ранее в полицию обратился житель Москвы, который пожаловался на шум со стороны соседей. Ему отказали в возбуждении дела по статье о хулиганстве, указав на признаки нарушения тишины и покоя, этот состав прописан в кодексе об административных правонарушениях Москвы. При этом сотрудники правоохранительных органов подчеркнули, что в их полномочия не входит составление протоколов по таким правонарушениям.
После этого мужчина обратился в прокуратуру, которая передала жалобу в МВД, где подтвердили обоснованность его доводов, но сослались на решение об отказе в возбуждении дела. При этом гражданин не смог отстоять свою позицию и в судебных инстанциях, поскольку в решениях говорилось о том, что прокуратура вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, но не работает с физическими лицами.
В этой связи Конституционный суд РФ рассмотрел ситуацию и постановил, что прокуратура должна адекватно реагировать на нарушения закона, независимо от источника информации. При этом прокурор был обязан рассмотреть обращение на основании закона о прокуратуре. При этом полная подмена прокуратурой других органов не согласовывалась бы с целями и задачами прокурорского надзора, заметили в КС. «Следовательно, оспариваемые нормы Закона «О прокуратуре» и названное положение КоАП РФ не противоречат Конституции России», — объяснили в инстанции.
В этой связи в суде напомнили, что с 2014 года в Кодекс об административных правонарушениях РФ ввели положение о том, что протоколы о правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Федерации, составляются полиций по соглашению с региональными органами власти.
Однако в Москве внесли соответствующие правки в кодекс лишь в 2022 году, а соглашение между МВД РФ и правительством Москвы до сих пор не заключено. «Более восьми лет в столице отсутствует возможность возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3.13 КоАП Москвы, в отношении совершеннолетних граждан. Это подрывает законные ожидания общества относительно того, что меры административной ответственности будут надлежащим образом применяться, и порождает сомнения в действенности конституционного правопорядка», — подчеркнули в Конституционном суде РФ.
Судьи признали пункт 1 части 3 статьи 16.5 КоАП Москвы не соответствующим Конституции РФ. «Законодателю города Москвы (как и законодателям иных субъектов РФ) надлежит внести в свои акты необходимые изменения», — обратили внимание в суде.
В ситуации отсутствия соглашения между МВД РФ и региональным правительством, продолжили в инстанции, протоколы должны выписывать должностные лица Объединения административно-технических инспекций при содействии сотрудников полиции. «Пересмотр судебных решений, вынесенных по делу П.Лакина, не приведет к восстановлению его прав, поэтому ему предоставляется право на компенсацию», — говорится в публикации.
Ранее в России предложили принять единый федеральный закон о тишине. По мнению депутатов, это позволит устранить правовые пробелы и неоднородность существующих требований. В этой связи предлагается установить по всей стране запрет на нарушение режима тишины и покоя с 22 часов до 7 часов местного времени. При этом проведение строительных работ возможно только в рабочие дни в период с 9 часов до 19 часов с обязательным перерывом в период с 13 до 15 часов.
Читайте также: