Крёстный отец Феодосии
29 июля отмечается едва ли не главный крымский юбилей года
Двухсотлетие со дня рождения Ивана Айвазовского, отмечаемое 29 июля, — едва ли не главный крымский юбилей года. Великого русского художника-мариниста, мецената и коллекционера можно по праву считать крёстным отцом Феодосии как в прямом, так и в переносном смысле этого выражения. В прямом — потому что ближе к концу жизни Ивана Константиновича едва ли не половина горожан были его крёстными детьми, что доказывают сохранившиеся церковные книги. Ну а в переносном — поскольку Айвазовский сделал для Феодосии больше, чем кто бы то ни было другой.
Город обязан ему и морским портом, и железной дорогой, и даже питьевой водой. Каждое лето феодосийцы отчаянно страдали от засухи, и меценат дарил им 50 тысяч вёдер чистой воды в сутки из принадлежавшего ему Субашского источника.
Слава Айвазовского всемирна, о нём знают далеко за пределами Крыма и России, но по-настоящему понять художника можно только в его родном городе. Он мог жить и работать где угодно — в Санкт-Петербурге, Москве, Риме, Венеции, Флоренции, Париже, Лондоне, но всю жизнь при первой возможности стремился в Феодосию. Недаром ещё в Санкт-Петербургской академии художеств будущего классика за привычку непрерывно рассказывать о Крыме называли «крымчиком».
Иван Константинович превратил провинциальный приморский южный городок в настоящий культурный и интеллектуальный центр не только Крыма, но и всей России. Его личным другом был император Александр III. К нему в гости приезжали Иван Шишкин, Илья Репин, Архип Куинджи, Павел Третьяков, Антон Рубинштейн, Александр Спендиаров и многие другие звёзды Русского мира.
В 1880 году художник построил в Феодосии картинную галерею, которая открылась для народа на десяток лет раньше, чем Третьяковка и Русский музей. После смерти Айвазовский завещал галерею родному городу, и она навсегда стала главным культурным центром Феодосии.
Где же кружка?
В рамках подготовки к двухсотлетию Айвазовского прошли реставрационные работы на могиле художника. Кроме того, были отремонтированы фасад и кровля картинной галереи — на эти цели выделено более 30 миллионов рублей из федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя до 2020 года.
Однако это только начало. На сегодняшний день около 30 процентов экспозиционных площадей галереи остаются закрытыми, так как требуют капитального ремонта. Как рассказала корреспонденту «Парламентской газеты» директор Феодосийской картинной галереи Татьяна Гайдук, по предварительным оценкам (проектной документации ещё нет — прим. ред.), на полную реставрацию объекта необходимо около 300 миллионов рублей.
Во время жизни художника входных билетов в галерею не существовало, но на дверях была прикреплена кружка-копилка. Посетители опускали в неё деньги — кто сколько захочет. Тогда по воле Ивана Константиновича эти средства поступали в Феодосийское благотворительное общество и распределялись среди самых бедных горожан. Сегодня, кажется, пришло время пустить «кружку» по Крыму, а может быть, и по всей России, чтобы «вернуть долг» художнику.
В поисках новых Айвазовского и Казначеева
Праздничная программа в Феодосии, посвящённая юбилею, включает несколько десятков культурно-массовых мероприятий. Фестивали, выставки, концерты, флешмобы — обо всех не расскажешь. Но на некоторые из них — причём, на первый взгляд, не самые яркие — стоит обратить внимание.
28 июля в Феодосии возле кинотеатра «Крым» уже прошёл конкурс рисунков на асфальте, а возле свето-музыкального фонтана — конкурс граффити. Мало кто знает, но именно с граффити, в сущности, начинал свою художественную карьеру сам Айвазовский.
Это к концу жизни он стал богачом, а родился будущий меценат без гроша в кармане. Из-за отсутствия бумаги, на которую просто не было денег, мальчишка рисовал на стенах домов. Нынешние чиновники, наверное, назвали бы его вандалом да упекли куда-нибудь в кутузку. А тогдашний феодосийский градоначальник Александр Иванович Казначеев, увидев рисунки Ованеса, как на самом деле изначально звали будущего классика, взял его на воспитание в свой дом — сначала в Феодосию, потом в Симферополь. Наконец, вместе с другими «заинтересованными лицами» он выхлопотал парню место в Санкт-Петербургской императорской академии художеств.
Может, среди тех, кто разукрашивал стены на юбилейном конкурсе граффити, есть новый Айвазовский? И просто нужно его разглядеть, открыть? Просто нужен современный Казначеев?
Море внутри
«Море внутри» — так называется ещё один приуроченный к юбилею художника фестиваль уличного музыкального и изобразительного творчества. И действительно море было у Айвазовского внутри. Среди многих регалий маэстро есть одна не совсем обычная. Морское министерство отметило заслуги художника, причислив его к Главному морскому штабу в звании первого живописца с правом носить мундир ведомства. Как очень тонко заметил однажды известный советский писатель и мореход, капитан дальнего плавания Виктор Викторович Конецкий, «художник Главного морского штаба имел в кармане мундира секрет, при помощи которого умел делать на полотне воду мокрой».
«Художник в мундире» часто изображал на своих полотнах морские сражения, в которых принимали участие наши корабли.
«Каждая победа наших войск на суше или на море радует меня, как русского в душе, и даёт мысль как художнику изобразить её на полотне», — писал Айвазовский.
В дни Крымской войны он устроил выставку в будущем городе-герое Севастополе, чтобы поддержать боевой дух защитников. Ядро экспозиции составили три картины, изображающие подвиги российских моряков: «Наваринский бой», «Бриг Меркурий» и «Синопский бой».
Однако выставкой участие Ивана Константиновича в обороне Севастополя не ограничилось. Художник отправился на передовую, чтобы своими глазами увидеть те события, которые потом он запечатлел своей гениальной кистью в таких полотнах, как «Оборона Севастополя», «Осада Севастополя», «Гибель английского флота у Балаклавы», «Переход русских войск на Северную сторону», «Малахов курган». Там, на Малаховом кургане, Айвазовского видели вместе с легендарными российскими адмиралами Нахимовым и Корниловым. Два дня он рисовал под непрекращающейся бомбардировкой, пока наконец Корнилов не уговорил живописца покинуть Севастополь.
Наверное, не случайно день рождения Айвазовского почти совпал с Днём Военно-Морского флота, который отмечается в этом году 30 июля. Праздничный концерт в Феодосии по этому случаю также станет частью юбилейных торжеств.
Кстати. В начале июля Банк России выпустил в обращение в серии «Выдающиеся личности России» монету номиналом 2 рубля, посвящённую 200-летию со дня рождения Айвазовского. На оборотной стороне монеты расположен портрет художника на фоне фрагмента картины «Девятый вал». Тираж монеты составил три тысячи штук.