Крымские караимы: Мы исчезаем с лица земли
О том, как живёт небольшой тюркский народ, пытающийся сохранить свою самобытность — в материале «Парламентской газеты».
В Крыму живет один из самых малочисленных народов России — караимы. В нашей стране официально насчитывается 535 представителей этого этноса. В начале ХХ века караимы были представлены в Государственной Думе Российской империи, однако спустя сто лет они вынуждены бороться за сохранение своего языка. Корреспондент «Парламентской газеты» изучил жизнь караимов, узнал, где они молятся и выяснил, почему им приходится доказывать свое право на особый статус.
«Народец с пригоршню»
Крымские караимы — тюркский народ, сложившийся как этнос в Крыму. Их язык принадлежит к тюркской языковой семье, религия — караимизм — признаёт только Ветхий Завет, чем отличается от христианства (Ветхий Завет и Новый Завет), иудаизма (Ветхий Завет и Талмуд) и ислама (Ветхий Завет и Коран).
«Мы как народ, или теперь “народец с пригоршню (бир авуч миллет)”, под ударами политических катаклизмов нашего времени исчезаем с лица земли», — писал в середине ХХ века врач, генерал и историк Яков Кефели.
В «золотые» дореволюционные времена на полуострове жило около 16 тысяч караимов. И среди них — Соломон Крым. Да-да, Крым — это не только название нашего полуострова, но и фамилия известного политика, депутата Государственной Думы Российской империи, председателя Крымского краевого правительства 1918 года, одного из создателей Таврического университета Соломона Самойловича Крыма.
Среди других знаменитых караимов — городской голова Евпатории Семён Дуван, до сих пор считающийся едва ли не лучшим руководителем этого города всех времён, педагог и поэт Илья Казас, врач-офтальмолог Семён Кальфа, писатель, историк и археолог Авраам Фиркович, композитор Самуил Майкапар и многие другие.
Как сохранить язык?
Тех, кто знает родной язык, и вовсе можно пересчитать на пальцах двух рук. Причём, как правило, это старики. Исключение — филолог Наталья Кропотова.
«Мы хотим создать школу караимского языка, — говорит учёный-историк, член научного совета национально-культурной автономии крымских караимов Анна Полканова. — Слава богу, у нас есть несколько словарей, разговорники. Учебника, к сожалению, нет, но у Натальи Кропотовой есть хорошие методические наработки».
Караимов слишком мало для того, чтобы как в старину хранить «чистоту крови». Большинство браков — смешанные. У Ильи Кальфы отец — крымский караим, а мать — русская.
Нам нужен статус коренного малочисленного народа России.
«Когда вы почувствовали себя караимом?» — спрашиваю я у него. «Наверное, когда пошёл в школу, это было в 1995 году, — отвечает Илья. — Со мной учились русские, украинцы, крымские татары, и тут я — единственный караим в классе».«Нам нужен статус коренного малочисленного народа России», — говорит Анна Полканова. Этот статус, надеется Анна, позволит караимам выжить, не исчезнуть, не раствориться среди гораздо более многочисленных соседей — русских, украинцев, татар.
Что касается официального признания крымских караимов коренным малочисленным народом России, то загвоздка здесь в том, что такими народами считаются особые группы населения, проживающие на территориях традиционного расселения их предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы.
К караимам трудно отнести последнюю часть этого определения — «…сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы». Они в целом ведут такой же образ жизни, как большинство россиян, — иначе говоря, не пасут оленей и, скажем, не охотятся на китов, однако, это не значит, что им не грозит исчезновение.
Руслан Бальбек готов быть и караимом, и крымчаком
Я слушаю Илью и вспоминаю, что сам узнал о существовании этого народа по кулинарным причинам, когда в советском детстве уплетал вкусные караимские пирожки с мясом, которые продавались по 15 копеек за штуку. А далёким от истории жителям крымской столицы об этом народе напоминает улица Караимская — одна из самых оживлённых в городе. Здесь находится кенаса — храм караимов — памятник архитектуры конца XIX века. В безбожные советские годы в нём располагалась редакция радиовещания Государственной телерадиокомпании «Крым».
С начала девяностых годов прошлого века караимская община тщетно добивалась возвращения здания. Это удалось сделать лишь вскоре после воссоединения полуострова с Россией — в июле 2014 года. Сегодня здесь полным ходом идёт реконструкция — средства на неё выделены в рамках Федеральной целевой программы развития Крыма. «Обещают закончить работы в 2019 году», — вступает в разговор караимский священник — газзан Александр Бабаджан.
Только все вместе — русские, украинцы, крымские татары, караимы, крымчаки, греки, армяне, болгары — мы можем построить новый процветающий российский Крым.
В отличие от дореволюционных времён сегодня своего представителя в Государственной Думе у караимов нет, но заместитель председателя думского Комитета по делам национальностей, крымский татарин Руслан Бальбек, по его словам, готов быть «и караимом, и крымчаком, чтобы достойно представлять интересы народов Крыма в Федеральном Собрании Российской Федерации».Кстати, именно в его бытность вице-премьером крымского правительства была, наконец, возвращена караимам симферопольская кенаса.
«Только все вместе — русские, украинцы, крымские татары, караимы, крымчаки, греки, армяне, болгары — мы можем построить новый процветающий российский Крым, — говорит депутат. — По отношению же к караимам и крымчакам у нас есть ещё одна важная дополнительная задача: если они исчезнут, это будет на нашей совести».
Главная святыня караимского народа — средневековый город Чуфут-Кале (караимы называют его Джуфт Кале), имеющий статус памятника федерального значения и входящий в состав Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника. Свидетельством его значения может служить хотя бы тот факт, что здесь бывали практически все российские императоры — от Екатерины Великой до Николая II. У подножия крепости расположено древнее кладбище крымских караимов Балта Тиймэз, название которого в переводе на русский означает «Топор не тронет», потому что там растёт священная дубовая роща.
Рекорд России
Один из самых «караимских» городов Крыма — Евпатория. Здесь тоже есть улица Караимская, и на ней расположена кенаса. Точнее, две — Большая (Соборная) и Малая. Евпаторийским кенасам повезло больше, чем симферопольской. Их отреставрировали и открыли в конце прошлого — начале нынешнего века. Кроме того, в составе комплекса — небольшой музей, библиотека и кафе караимской кухни «Караман», в котором среди разных блюд можно попробовать мои любимые караимские пирожки.
А ещё караимские кенасы входят в один из самых знаменитых крымских туристических маршрутов — «Малый Иерусалим». Так иногда называют Евпаторию за смешение культур, языков и народов. Идя по этому маршруту, туристы посещают кенасы, две синагоги, две мечети, армянскую церковь, мусульманский монастырь дервишей и православные храмы святого Николая и Ильи-пророка.
Буквально на днях, в конце прошлой недели, здесь был установлен новый российский рекорд — экскурсию по «Малому Иерусалиму», которую вёл министр курортов и туризма республики Сергей Стрельбицкий, одновременно посетили больше пяти тысяч человек.
Кстати Численность многих официально признанных коренных малочисленных народов России гораздо больше, чем численность караимов. Так, например, по официальным данным, абазин — 43 341 человек, манси — 12 269, долганов — 7885, вепсов — 5936.