Кресты требуют оставить на храмах
Петербургский депутат выступил против цензурирования церковной символики

В последнее время во исполнение закона о рекламе на баннерах, визуальных носителях и даже банкнотах стали убирать христианские символы. Исполнительское искажение верной установки не использовать религиозные символы в коммерческой рекламе возмутило петербургского депутата Павла Крупника. Он считает, что надо все-таки разработать единые рекомендации по использованию символики, не оскорбляя чувств верующих. С таким предложением он обратился к председателю Российского военно-исторического общества, помощнику президента Владимиру Мединскому.
Негласная цензура православия
В обращении, которое есть в распоряжении редакции, депутат петербургского Заксобрания Павел Крупник обратил внимание Мединского, что в последнее время в России сформировалась тревожная тенденция «искоренения» православных символов с визуальных публичных носителей.
«Изображения храмов, гербов, архитектурных памятников и иных культурных объектов, содержащих христианскую символику, подвергаются негласной «цензуре» и выхолаживанию. Подобная тенденция вызывает определенную тревожность у большинства российских граждан, относящих себя к традиционным христианским конфессиям, а также у значительной части российского общества», — говорится в письме.
Крупник отметил, что православная символика несет в себе не только религиозное значение: с этими символами связана большая часть российской истории. Она воспринимается большинством соотечественников как неотъемлемая часть славной истории страны, ее достижений и побед. Более того, исторические православные символы стали воплощенными обозначениями российских духовных ценностей, близких каждому гражданину.

Поэтому он попросил Мединского оценить возможность разработки единых рекомендаций о визуальном публичном использовании христианских символов и недопущении их возможного цензурирования.
Поясняя инициативу, депутат рассказал «Парламентской газете»:
«В мой адрес часто поступают обращения, связанные с цензурой изображений христианских святынь и символов на визуальных носителях. Крест и христианство — неотъемлемые символы нашей культуры. На нашем официальном гербе, к примеру, присутствуют сразу три креста. И стесняться этого считаю неуместным. Не надо вычеркивать кресты, святых и символы православия из обихода, заменяя их на безликие шпили или что-то бесформенное. Мы с уважением относимся ко всем религиям и их символам. Но в своем секуляризме мы не должны выплескивать младенца вместе с водой. В конце концов, многие люди могут воспринять цензурирование христианских символов как оскорбление их религиозных чувств».
В качестве примеров цензурирования депутат привел скандальный случай, когда в центре Калуги на мурале здания изобразили главный православный храм города без крестов. Еще один пример — на новой тысячной купюре изображены башня Сююмбике в Казани и Музей археологии и этнографии в Уфе. На башне Сююмбике виднеется полумесяц, зато расположенный рядом православный — без крестов. Ромбиками заменили кресты и в цифровом отображении герба России. Какое-то время отсутствовали кресты и в концепт-арте символа Новгородской области — знаменитого памятника «Тысячелетие России».
Корявое исполнение
Член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов уже около полутора лет занимается этой темой. Он напомнил, что вся эта история началась с правового казуса. По закону о рекламе в России запрещено использовать официальные государственные символы — флаги, гербы, гимны, а также религиозные символы, объекты культурного наследия — памятники истории и культуры народов России, объекты, включенные в список Всемирного наследия.

«С одной стороны, это верно. И я категорически против, когда, и мы об этом говорили с представителями Русской православной церкви, например, размещаются храмы на пищевых продуктах. Потому что мы знаем, что обертку потом выкидывают. А в любой религии такое отношение к религиозным объектам считается оскорблением. С другой стороны, те, кто дает рекламу, начали размещать изображения храмов без крестов. То есть они изначально считают, что крест на храме — это единственный религиозный символ. Но это неправильно», — уверен Кабанов.
По его мнению, разработчики рекламы, современные молодые люди, которые взяли за основу европейскую культуру, считают, что, идя на поводу толерантности, можно наносить ущерб религиозным чувствам верующих.
Единое целое
Кирилл Кабанов сообщил, что в ближайшее время он намерен получить официальный документ из экспертной организации, что и храм, и крест являются единым целым: «После этого мы будем рекомендовать верующим по каждому факту исчезновения крестов обращаться в следственные органы для возбуждения уголовного дела. Только так можно научить и приучить, к сожалению. Потому что все увещевания, которые мы проводили в течение года вместе с экспертами, не были услышаны. В ответ были обвинения, что мы пытаемся ограничить бизнес».
Кабанов также не исключает, что такие вещи делаются намеренно, а не по ошибке. А цель — распространение западного подхода к толерантности:
«В Европе запрещено празднование нашего Рождества, применение символов Рождества, елки и так далее. Люди, которые там воспитывались и получали там образование, почему-то решили, что в России так можно делать. Хотя наш президент говорит о необходимости сохранения нашей национальной культурной идентичности. А православие как раз и является национальной культурной идентичностью».
Депутат Госдумы, который сам много лет служит в храме пономарем, Виталий Милонов тоже считает, что не все тут просто ошибка.
«Всякие попытки спрятать наше христианское наследие — это проявление левацкой ложной толерантности. Статуя Христа-Искупителя в Бразилии — это символ их страны. Такими же символами нашей страны являются кресты на соборах и «Троица» Андрея Рублева», — убежден парламентарий.

Ещё материалы: Владимир Мединский, Кирилл Кабанов, Виталий Милонов