Все о пенсиях в России

два дня назадМинимальный коэффициент для выхода на пенсию в 2025 году составит 30 единиц

12.11.2024Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии в 2025 году составит 22,5 года

11.11.2024Воспитателям частных детсадов нужно предоставить право на досрочную пенсию

«Копейка» разменяла полтинник

19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый автомобиль «ВАЗ-2101»

19.04.2020 12:03

Автор: Геннадий Мельник

«Копейка» разменяла полтинник
Автомобиль «Жигули» ВАЗ-2101 во время ралли классических автомобилей «ГУМ-Авторалли Gorkyclassic – 2017». Москва. 23 июля 2017 г. Фото Сергея Фадеичева/ТАСС

Почему Николай Валуев не любит «Жигули», каким был первый автомобиль у Владимира Жириновского, чем поразила «копейка» Геннадия Онищенко и какого мультипликационного героя собирается озвучить Сергей Миронов? Накануне исторического юбилея мы выясняли, что связывает наших законодателей с отечественным автопромом.

Владимир Жириновский, лидер фракции ЛДПР: Хватило только на «Запорожец»

Бессменный лидер ЛДПР задолго до своей политической карьеры, окончив в 1970 году Институт восточных языков при МГУ, некоторое время работал в Турции переводчиком. В то время советским гражданам, работавшим за границей, зарплату платили чеками Внешторгбанка. Это была своеобразная «параллельная валюта», основной целью которой было стремление Советского государства экономить на валютных расходах по зарплате своих граждан.

«После работы в Турции у меня накопились чеки, вот на них и купил первую машину «Запорожец», только на него хватило денег, — вспоминает Владимир Вольфович. — Еще бы поработал — уже на «Жигули» хватило бы, а если бы целый год проработал, то мог бы «Волгу» купить. Но все это я только в Москве в бухгалтерии узнал. Я и купил. Даже еще осталось чего-то, я маме подарок купил — такой красивый халат бельгийский».

Свой первый автомобиль лидер ЛДПР Владимир Жириновский купил в начале 70-х годов. Денег, накопленных в заграничной командировке, на «Жигули» не хватило. Пришлось ограничиться «Запорожцем» Фото пресс-службы ЛДПР

Обычно машину надо было ждать в очереди лет пять, но если за чеки Внешторга, то есть фактически валюту, то получалось гораздо быстрее. Вот в декабре 1970 года Жириновский подал заявку и только в апреле следующего ему прислали открыточку «Получите ваш «Запорожец».

«До сих пор помню запах коленкора, обивки из дерматина, краски — это запах новой машины. Как я радовался! Еду по улице и чувствую: моя машина, неужели я еду на своей машине? Так нас измордовала советская власть, что почти ничего своего не было. А тут целый автомобиль. И после этого уже автобус не воспринимаешь», — рассказывает лидер ЛДПР.

В 1973 году этот «Запорожец» сыграл еще одну важную роль в жизни политика. Деньги, вырученные с его продажи, пошли на первый взнос за квартиру в кооперативе.

«И потом 15 лет платили мы за нее еще. Но тоже ощущения были фантастические: новый паркет, обои, кухня. Пусть далеко от центра, за кольцевой дорогой, на первом этаже, но моя собственная», — вспоминает Владимир Жириновский.

Сергей Миронов, лидер фракции «Справедливая Россия»: Мультяшный автомобиль заговорит голосом политика

Своих «Жигулей» у руководителя «Справедливой России» Сергея Миронова никогда не было. Да и не нужны они были человеку, который почти все время находился в геолого-разведочных экспедициях, а в 80-е постоянно жил и работал в Монголии. Там предпочтительнее другие средства передвижения, шутит политик.

«Но помню, как радовался за своих знакомых и друзей, которые после долгого ожидания в очереди становились владельцами новых «копеек», — рассказывает Сергей Миронов. — Это было огромное событие в жизни советской семьи. Машины берегли, буквально лелеяли, многие украшали, чтобы хоть чем-то отличаться в потоке близнецов, ведь такого, как сейчас, разнообразия марок и моделей тогда не было».

Как отмечает законодатель, появление «копейки» стало началом эпохи по-настоящему массовой автомобилизации нашей страны. Изменился облик городов. Изменился сам образ жизни миллионов людей. Изменились человеческие отношения. Родственники и друзья стали гораздо ближе. Ведь без машины и сотня километров могла годами быть препятствием общению близких людей.

«В 1966 году было принято очень дальновидное решение об альянсе с «Фиатом». Страна получила лучший в то время массовый автомобиль — практичный, удобный, современный по техническому оснащению и дизайну», — пояснил Сергей Миронов.

Не случайно «копейка» и ее прямые потомки рекордно долгое время не сходили с конвейеров. И хоть время этой машины прошло, но она навсегда останется в доброй памяти нашего народа, в нашей культуре, убежден политик.

«Например, сейчас я помогаю талантливой команде российских мультипликаторов в продвижении и создании нового анимационного проекта, который так и называется: «Копейка». Его презентация состоялась недавно в автомобильном музее «Моторы Октября», — рассказывает он.

Героями полнометражного мультфильма станут отечественные автомобили, а главным персонажем — знаменитый ВАЗ-2101. Автомобили в этом фильме будут говорить голосами известных российских политиков, которых выберет специальное жюри.

«Я сам с удовольствием поучаствую в озвучении, — пообещал парламентарий. — Потому что, прочитав сценарий, увидел: такой фильм может завоевать сердца и детей, и взрослых. Там столько придумок, юмора и доброты! На примере машин говорится о дружбе, в том числе международной дружбе, что сегодня очень важно».

Николай Валуев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды: Чемпионский разворот

Многократный чемпион мира по боксу, выступавший в тяжелой и супертяжелой весовой категории, а ныне политик Николай Валуев не жалует легковые автомобили. «В моей жизни все было мимо «Жигулей», так как я туда просто не помещаюсь», — рассказывает всемирно известный боксер, который за свой рост 213 см получил прозвище Русский Гигант.

Тем не менее однажды Николаю пришлось сесть за руль автомобиля «ВАЗ-2103», который принадлежал его другу. Сейчас парламентарий с улыбкой вспоминает ту полуторачасовую поездку на детище отечественного автопрома.

«Практически весь путь я ехал лежа, — говорит Николай Валуев. — Когда добрался до места, у меня затекло все тело». Но на этом испытания не закончились: во дворе дома понадобилось развернуться, а

Валуев не знал, как включить заднюю передачу. «Перед переключением рычаг надо было слегка утопить, а я этого не знал, — вспоминает депутат. — Боясь сломать коробку передач, я поставил рычаг в нейтральное положение, вышел из машины и развернул ее руками».

Понаблюдать за этим увлекательным цирковым представлением тут же собралась многочисленная публика. «Несмотря на зиму, все соседи открыли окна и громко подбад-ривали меня», — шутит Валуев.

Позже Русский Гигант подобрал автомобиль, который бы подходил ему по габаритам. Это был «мерседес» в 126-м кузове, его еще называли «крокодил». Начинающий, но тогда уже известный боксер купил иномарку в середине 90-х не за очень большие деньги. «Салон был большой, вместительный, я в него свободно влезал», — объясняет свой выбор Николай Валуев.

Он по-прежнему ездит только на больших машинах, отдавая преимущество джипам, как наиболее приспособленным для перевозки такого политического тяжеловеса.

Фото: фотобанк Лори

Геннадий Онищенко, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке: Вершина технического прогресса №6

По словам депутата, появление в 70-х годах прошлого века на дорогах страны «Жигулей» первой модели стало очень ярким событием в жизни государства. «После «Москвича» 412-й модели мы увидели качественно новый автомобиль, который не гремел на скорости 120 километров в час, а двигался практически бесшумно, — вспоминает законодатель. — Теперь «копейка» выглядит достаточно архаично и убого, а тогда это было настоящим прорывом».

Кстати, первым автомобилем политика и экс-главного санитарного врача России тоже были «Жигули», только уже шестой модели. Это был конец 80-х. «Я тогда работал в Мин-здраве СССР, и мне, как отцу трех детей, дали талон на машину, — рассказывает Геннадий Онищенко. — Купить собственный автомобиль в то время было непросто, даже если на него хватало средств. В стране был дефицит».

На дорогую покупку пришлось занимать деньги у друзей. Машина стоила пять тысяч рублей, а зарплата главврача, кем тогда работал Геннадий Онищенко, составляла 460 рублей. Однако о потраченных суммах политик не сожалеет. «Шестая модель была вершиной технического прогресса, — убежден он. — И до сих пор, на мой взгляд, «шестерка» остается комфортным автомобилем».

Однако история с личным автотранспортом у Геннадия Онищенко была недолгой. Одновременно с комфортом появилась и забота по сохранению автомобиля. «Во дворе его не оставишь — колпаки с колес могли снять, — вспоминает депутат. — Пришлось арендовать место в подземном гараже. Постепенно я охладел к самостоятельному вождению, кроме того, мне надоело платить за парковку, поэтому через примерно два года автомобиль был продан. Сейчас у меня нет личного авто».

Константин Косачев, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам: Как дипломат стал автомехаником

«Первым автомобилем в моей жизни была «копейка», — вспоминает глава международного комитета Совета Федерации. — Машина была куплена отцом в олимпийский 1980 год, когда я учился на первом курсе института, поэтому сначала я на ней передвигался только в качестве пассажира».

Свои «Жигули» сенатор Константин Косачев освоил настолько, что даже мог сам их ремонтировать. Потом, правда, пересел на мотоцикл: он приносит больше эмоций. Фото со страницы Константина Косачева в социальных сетях

Но уже на втором курсе Константин Косачев получил водительские права, а отец — сотрудник МИД — в это время как раз уехал в длительную загранкомандировку. «Я до сих пор помню тот восторг, который я испытывал каждый раз, садясь за руль, — рассказывает сенатор Косачев. — Со временем он у любого водителя проходит, вождение автомобиля становится чем-то рутинным, адреналин уже не выделяется в таких количествах, как в первые дни самостоятельного вождения машины. Может быть, поэтому я уже во взрослом возрасте сел на мотоцикл».

По словам законодателя, на мотоцикле состояние восторга и бешеного адреналина не проходит, сколько бы ты километров ни проехал.

«Копейка», сколько я помню, вела себя прилично, — отмечает сенатор. — Понятно, что она нуждалась во внимании, уходе, ремонте, но устройство ее было достаточно простым. Я именно на ней разобрался в том, что представляет собой двигатель внутреннего сгорания, коробка передач, тормозная система, карданный вал. Все это до последней гайки мне было известно».

В те времена попасть в автосервис было чрезвычайно трудно, поэтому автолюбителям, будь то дипломат или инженер, часто приходилось ремонтировать и обслуживать машины своими руками. «Это машина, которая научила меня как вождению, так и мастерству автомеханика, и я искренне ей за это благодарен, — подчеркивает Константин Косачев. — Я даже жалею современную молодежь, которая и не подозревает, что находится внутри их автомобиля. Их просто жизнь не заставляет изучать устройство».

Алексей Пушков, председатель Временной комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ: Объехал на «копейке» пол-Европы

Самые лучшие воспоминания о своей первой машине сохранил и сенатор Алексей Пушков. Он приобрел ее в 1980 году после года работы в составе советской делегации по разоружению в штаб-квартире ООН. «В Женеве я сумел заработать сумму, необходимую для приобретения машины, — вспоминает политик. — По стечению обстоятельств это была именно первая модель «Жигулей».

«Копейка» салатового цвета казалась ему верхом совершенства, это чувство разделяли и домочадцы. Едва дождавшись отпуска, вся семья из Москвы отправилась на машине в Прибалтику, отдохнуть в Юрмале. «При этом я абсолютно ничего не понимал в устройстве, но машина меня не подвела», — рассказывает сенатор.

Более того, на одной из объездных дорог «копейка» налетела на кучу щебня, но продолжила движение. Как потом выяснилось, в результате «аварии» были повреждены рулевые тяги, но неопытный водитель даже не заметил никаких изменений в поведении машины. «Родственник из Риги, осмотрев автомобиль, был поражен: с такими повреждениями мы не должны были никуда доехать. Но машина оказалась очень крепкой, только поскрипывала на поворотах», — поделился рассказом о своем небольшом приключении Алексей Пушков.

Машина оказалась такой крепкой, что выдержала не только дорогу домой, но и новое длительное путешествие. «В 1983 году я на этой машине пересек пол-Европы, — вспоминает сенатор. — Я тогда получил назначение в Прагу и к новому месту работы из Москвы поехал на своей «копейке». Преодолев 2400 километров, она ни разу не подвела».

«У меня первая модель «Жигулей» ассоциируется с чувством свободы, — отмечает Алексей Пушков. — Ты можешь поехать куда хочешь и сколько хочешь. По надежности и комфорту у меня к «копейке» никогда не было нареканий». Машина еще долгое время верно служила дипломату в Праге. А в 1989 году Алексей Пушков заменил ее уже на «Жигули» шестой модели.

Александр Хинштейн, председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи: Ностальгия по «четверке»

Первой машиной главы думского Комитета по информполитике были «Жигули» четвертой модели бежевого цвета. Просторный салон, вместительный багажник, — казалось, эта машина состоит из одних достоинств. «Я купил ее в конце 90-х уже подержанной и, как выяснилось позже, видимо, пережившей ДТП, — вспоминает депутат. — Потому что одной из особенностей машины была проблема с крыльчаткой вентилятора, который обдувает радиатор».

Известный журналист и будущий политик был вынужден постоянно возить с собой запасную крыльчатку и регулярно ее менять, когда вода в радиаторе начинала закипать. Через полгода после покупки, по воспоминаниям Хинштейна, он мог проделывать эту процедуру с закрытыми глазами.

На этом неприятные сюрпризы, скрытые в этом автомобиле, не закончились. Однажды у «четверки» сломался замок на водительской двери, и владельцу приходилось залезать за руль через переднюю дверь со стороны пассажира. Со временем сломалась и она, и лезть приходилось уже через задние двери. «На дальние расстояния на этой машине я не ездил. Учитывая постоянную замену крыльчаток и креплений радиатора, был большой риск не доехать», — пояснил парламентарий.

Разбираться с предыдущим владельцем Александр Хинштейн считал делом бессмысленным и бесперспективным, так как машину покупал у приятеля отца. «Так я получил один из главных жизненных уроков: не стоит что-либо покупать у знакомых и приятелей, чтобы потом не потерять к ним расположение и доверие», — рассказал депутат.

Несмотря на это, Хинштейн все равно вспоминает о машине с ностальгией, поскольку она была у него первой. Кстати, жигулевский универсал ВАЗ-2104 по сей день остается самым популярным отечественным малолитражным грузопассажирским автомобилем. У россиян он пользуется устойчивой репутацией семейно-дачной машины.

Елена Серова, заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды: Моя сиреневая «девятка»

У четвертой в истории нашей страны покорительницы космоса, Героя России Елены Серовой первой машиной были сиреневые «Жигули» девятой модели.

В 90-е годы «девятка» была пределом мечтаний для многих российских автолюбителей, даже хит популярной на то время группы «Комбинация» был посвящен этой машине. Несмотря на смену политического курса и переход на рыночную экономику, автомобиль тогда еще считался роскошью. А самой престижной и дефицитной моделью «Жигулей» был ВАЗ-2109 «Спутник», или в простонаречии «девятка».

Отец Елены купил «девятку» в начале 2000-х годов. По тем временам этой машиной уже никого было не удивить — в стране массово появлялись иностранные авто на любой вкус и кошелек. В заботливые женские руки сиреневая «девятка» перешла в 2004 году: родители приобрели себе новый автомобиль, а первенца передали дочери.

«Машина была уже изрядно потрепанная, могла вдруг не завестись, случались сбои в работе агрегатов, — вспоминает Елена Серова. — Мне пришлось ее практически всю перебрать». До зачисления в отряд космонавтов в 2006 году она работала инженером в Центре управления полетами и в РКК «Энергия», поэтому разобраться с капризами техники не составило труда.

«Я ее сама отремонтировала, привела в божеский вид, после чего эта машина служила мне верой и правдой», — рассказала она. Через три года «девятку» пришлось продать. По словам Елены Серовой, расставание было грустным: «Я очень люблю технику и всегда прикипаю к ней всем сердцем».

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 9127