Контрафакт ушёл, самогон вернулся
Что пили в России в 2009 году и что пьют сейчас
В ближайшее время будет представлена новая антиалкогольная концепция до 2030 года, обещают в Минздраве. Предыдущая аналогичная программа, которая действовала с 2009 года, закончилась в 2020-м. Эксперты и парламентарии рассказали, почему в новой концепции особое внимание надо уделить проблеме самогоноварения, алкоголь какой крепости не стоит употреблять после 40 лет и какой сбор надо ввести для производителей пива, вина и водки.
Синее вино, еловое пиво
Еловое пиво, синее вино и водка со вкусом бекона — россиянину из 2009 года, попади он с помощью машины времени в 2021 год, могло бы показаться, что он сошел с ума.
В 2009 году российская столица активно «сидела» на виски. А в провинции еще только открывали для себя текилу, которая пришла на смену абсенту и ранее джину. Алкогольные пристрастия россиян за последние 12 лет действительно сильно изменились. И дело не только в новых и экзотических напитках, говорят эксперты.
В сентябре этого года страну потрясла новость: в России все реже пьют водку! Снижение спроса на «беленькую» на четыре процента зафиксировали эксперты Национального рейтингового агентства. Причем годом ранее продажи водки уже падали — на три процента.
А в августе этого года о снижении продаж пива на два процента заявили в Росалкогольрегулировании. Это не первое падение пивного рынка в этом году: в предыдущем квартале он уже проседал на семь процентов в годовом выражении.
Но и это еще не все. Ранее эксперты также заявили: с 2020 года в России падает производство и продажа винных напитков. Об этом сообщается на сайте Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА».
Так стали ли россияне меньше пить? Или просто снова меняют вкусовые пристрастия? Об этом, а также о том, как меняющийся рынок должен отразиться на новой антиалкогольной концепции, «Парламентская газета» спросила у экспертов.
Почему в ЦИФРРЕ не верят цифрам
Падение продаж в том или ином сегменте, а значит, и потребление разных видов алкоголя, нужно рассматривать в привязке ко многим факторам, например, демографии, уверен директор «ЦИФРРЫ» Вадим Дробиз.
Существуют три основных вида алкогольной продукции: винодельческая продукция, пивная и слабоалкогольная, а также крепкая продукция. Каждой из них соответствует своя возрастная категория потребителей.
Например, пиво чаще пьет «зеленая молодежь», на винный рынок больше других влияют девушки 22—23 лет. На рынок крепкого алкоголя — мужчины 27—28 лет, а на рынок водки — мужчины 27—50 лет, считает эксперт.
«После демографического провала нулевых у нас молодежи до 35 лет сегодня в два раза меньше, чем было в 2009 году. Именно поэтому и произошло падение алкогольного рынка. Например, пиво проваливалось на треть», — сказал Дробиз «Парламентской газете».
Сегодня объемы пивного рынка восстанавливаются именно потому, что подросло новое поколение, рожденное после 2000-х. Но теперь можно прогнозировать провал рынка вина и крепкого алкоголя, так как его потребители — это люди из демографической ямы нулевых.
Таким образом, никто не пьёт в России больше или меньше пива, вина или водки. Просто самих таких людей в разных возрастных группах потребителей стало меньше. И такая тенденция сохранится еще несколько десятилетий, отметил Дробиз.
На ситуацию на алкогольном рынке также влияет акцизная реформа, которая привела к росту цен готовой продукции. Так, с 2014 года рынок легальной водки сократился в два раза, на столько же примерно просел и рынок винных напитков, отметил эксперт.
Эти цифры не говорят об уменьшении потребления алкоголя, но они влияют на алкогольные пристрастия россиян. Например, вино люди заменили более дешёвыми фруктовыми напитками, шампанским и сухими винами. А водку — самогоном.
Поменяла вкусы россиян и пандемия. Например, из-за того, что средний класс уже несколько лет не ездит отдыхать за рубеж, продажи виски, рома, джина, абсента выросли на 15—20 процентов, сказал Дробиз.
«Раньше люди употребляли их в основном на курортах в других странах, поэтому такие напитки не попадали в статистику. Теперь они пьют их дома», — считает эксперт.
При этом эксперт полагает, что потребление алкоголя в России сегодня составляет порядка 11—12 литров на человека: «Это примерно столько же, сколько люди выпивали в 2009 году. При этом официальная статистика давала нам 18 литров 12 лет назад и порядка 9 — сегодня. В эти цифры я мало верю».
Сухой алкоголь и настойка боярышника
Если статистка потребления алкоголя действительно вызывает споры, то его качество в России, безусловно, стало значительно лучше, считает депутат Госдумы седьмого созыва, врач-психиатр Николай Говорин.
На это в первую очередь повлияли принятые в последнее время законы. Их разработали как раз в рамках предыдущей антиалкогольной кампании, рассказал парламентарий.
Например, введена маркировка алкогольной продукции, ужесточена административная ответственность за продажу алкоголя без лицензии.
«С введением системы ЕГАИС мы практически не слышим о массовых случаях отравления контрафактом, — сказал Говорин «Парламентской газете». — Вспомните, еще несколько лет назад такие сообщения в СМИ появлялись регулярно, а случаи отравлений имели массовый характер».
Кроме контрафакта, под запрет попали различные алкогольные суррогаты. Например, «сухой» алкоголь. Это особый порошок, который используют для получения алкогольных напитков при разведении водой или в качестве вкусовой добавки в коктейли.
Большой резонанс вызвало и законодательное регулирование продажи спиртосодержащих лекарств, отметил эксперт. «Можно сказать, что эта правовая норма положила конец так называемому аптечному пьянству, когда люди массово скупали тот же боярышник», — отметил парламентарий.
Труднее всего алкоголь купить в Якутии
Алкоголь в России стал не только более качественным, но и менее доступным, отметил Николай Говорин. Еще до принятия первой концепции продажу и распитие спиртных напитков запретили рядом со школами, спортплощадками, больницами и объектами культуры.
Также законодательно ограничили время продажи алкоголя. Так, в Москве алкоголь можно купить с восьми утра до одиннадцати вечера, а в Санкт-Петербурге — с 11:00 до 22:00.
Еще дальше пошли власти регионов. Например, в Якутии горячительные напитки продают с 14:00 до 20:00, а на Чукотке — с 12:00 до 20:00.
На откуп региональным властям отдан и вопрос о продаже алкоголя при оказании услуг общественного питания. Но пока ситуация здесь урегулирована плохо, считает Николай Говорин.
«Это наливайки, пивнушки в многоквартирных жилых домах. Это серьёзная проблема. Основа для её решения положена. Соответствующий федеральный закон принят», — сказал эксперт.
Несмотря на эти и другие ограничения, статистка Минздрава по потреблению алкоголя в России выглядит слишком оптимистичной, отметил при этом депутат Госдумы седьмого созыва.
«По оценкам различных экспертов, цифры по потреблению алкоголя в России разнятся в пределах 11—12 литров на душу населения. По моим оценкам это примерно 12—13 литров», — сказал Николай Говорин.
О чем говорит статистика
И все же официальные данные сообщают об уменьшении потребления алкоголя в России — причем ни много ни мало почти в два раза.
Об этом в сентябре сообщил заместитель министра здравоохранения и главный за антиалкогольную кампанию в стране Олег Салагай на пресс-конференции в ТАСС накануне Всероссийского дня трезвости.
«С 2008 по 2019 год потребление алкоголя снизилось с 15,7 до 9,1 литра на душу населения, достаточно радикально. Можно было бы сказать, что это расчетные цифры, если бы параллельно с этим не сокращалась смертность, ассоциированная с потреблением алкоголя», — рассказал чиновник.
Так, например, по оценкам ведомства, смертность от случайных отравлений алкоголем с 2008 по 2020 год сократилась с 16,9 до 7 случаев на 100 тысяч человек, то есть фактически на 60 процентов.
Таков результат антиалкогольной концепции 2009—2020 годов, заявил Салагай. «Анализ показывает, что 90 процентов мероприятий концепции были реализованы, что, конечно, является высокой степенью реализации», — сказал он.
Замминистра также анонсировал скорое появление новой антиалкогольной концепции: «Совершенно точно нам необходимо продолжать работу на этом направлении. Одной из важнейших составляющих этой работы является, конечно, информирование, мотивирование, привлечение общественности, лидеров общественного мнения к решению этой серьёзной социальной проблемы».
Победит ли самогон водку
«Одна из главных проблем сегодня — это рост самогоноварения в России, — считает Николай Говорин. — Это даже своего рода мода. И это, конечно, негативно влияет на статистику».
Поэтому здесь надо наводить порядок в первую очередь, дал свои рекомендации к будущей антиалкогольной концепции эксперт.
«Надо определить лимиты на самогоноварение. Ограничить мощность самогонных аппаратов в свободной продаже. Потому что люди на даче сегодня зачастую имеют маленький спиртзавод», — сказал Говорин.
Важно также стремиться к снижению крепости потребляемого алкоголя. Например, для подростков и молодежи до 21 года — это напитки ниже 16,5 градуса. Такой законопроект уже разработан Минздравом и проходит правительственную экспертизу, рассказал депутат Думы седьмого созыва.
Регламентировать крепость алкоголя для взрослых сегодня невозможно. При этом люди сами должны понимать, что после 40 лет — это напитки не выше 33 градусов, дал свои рекомендации врач-психотерапевт.
Что же касается запретов, с ними надо быть осторожнее, полагает Говорин. Они могут вызвать обратную реакцию. Вряд ли будут иметь действие и такие меры, как система общественного порицания, как в СССР, когда пьяница мог потерять хорошую должность.
А вот возрождение вытрезвителей, закон о которых вступил в силу в сентябре, — мера правильная. «Плюс необходима консультация нарколога для тех людей, кто попал в вытрезвитель. Также о таком факте должна знать семья», — считает депутат.
Повышать ответственность надо и для производителей алкоголя, добавляет Николай Говорин. Например, ввести для производителей алкоголя отчисления для помощи наркологическому контингенту. «На эти средства могут финансироваться реабилитационные программы».
Наконец, нужно бороться с бедностью, отметил Говорин: «Надеюсь, что этот момент также найдёт отражение в концепции. Потому что достойный доход — это тоже заслон пьянству».
Еще более жесткие меры предлагает депутат Госдумы седьмого созыва Виталий Милонов, который известен своими предложениями по борьбе с пьянством и настаивает на еще большем завинчивании гаек.
«Алкоголизм нужно признать эпидемией и бороться с алкоголизмом не меньше, чем с пандемией коронавируса», — заявил политик.
Усилить надо и требования к тем, кто злоупотребляет алкоголем, считает депутат. «Например, ввести запрет на профессии для хронических алкоголиков, а также хронических алкоголиков лишать права управления автомобилем», — предложил Милонов.