Конституционный суд России предписал скорректировать норму УПК об охране жилья осуждённых
Норма Уголовно-процессуального кодекса (УПК), не позволяющая определить, какая именно организация ответственна за охрану жилья осуждённых, пока они отбывают наказание, не соответствует Конституции и требует изменения. Об этом говорится в постановлении Конституционного суда России.
«Часть вторая статьи 313 УПК Российской Федерации не соответствует Конституции… она не закрепляет конкретных мер по охране остающегося без присмотра жилого помещения, собственником которого является осуждённый, а также не устанавливает субъектов, на которых судом может быть возложена обязанность по принятию таких мер, и не определяет, за счёт каких источников осуществляется финансирование этих мер», — говорится в документе.
Суд предписал федеральному законодателю внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения и дополнения. А до принятия таких изменений, если у осуждённого нет возможности самостоятельно принять меры по охране своего жилья, меры по охране должны принимать конкретные структуры.
Опечатывание помещения и проверка его сохранности могут быть возложены на орган внутренних дел или администрацию муниципального образования, где находится жилье. Запрет регистрации граждан в жилом помещении без согласия собственника находится в ведении органов регистрационного учёта, а другие обязанности по охране также можно возложить на администрацию муниципального образования, считают в КС.
Проверить конституционность указанной нормы УПК попросила администрация Мурманска. Районный суд приговорил местного жителя к 4 годам лишения свободы и постановил обеспечить охрану его квартиры, пока осуждённый отбывает срок. Городская администрация должна была опечатать жильё и передать его службе ЖКХ, однако управляющая компания отказалась принять квартиру, так как не наделена функциями охраны собственности граждан. Местные власти не смогли добиться от суда разъяснений, как нужно исполнить решение суда, и направили жалобу в КС.
«Судебные решения по делу администрации муниципального образования город Мурманск, вынесенные на основании части второй статьи 313 УПК… подлежат пересмотру на основании нового правового регулирования, если для этого нет иных препятствий», — постановил Конституционный суд.