Все о пенсиях в России

вчераРоссиянам напомнили, какой будет пенсия без стажа работы

два дня назадРоссиянам напомнили, что перерыв в работе не влияет на страховой стаж для пенсии

два дня назадДепутат Гаврилов предложил освободить от НДФЛ пенсии работающих пенсионеров

Компаниям и организациям запретят навязывать потребителям дополнительные товары и услуги

Сделать это можно будет только с письменного согласия и через оформление договора

04.12.2024 19:03

Автор: Николай Козин

Законопроект: № 787328-8

Компаниям и организациям запретят навязывать потребителям дополнительные товары и услуги
  © pxhere.com

Проставленные «по умолчанию» галочки согласия на покупку страховки при оформлении авиа- или ж/д билета, дополнительные услуги от управляющих компаний вроде кабельного телевидения, страховки и консьержа и прочие формы навязывания, судя по всему, в скором времени могут уйти в прошлое. Правительство России подготовило поправки в Федеральный закон «О защите прав потребителей», согласно которым любые дополнительные товары и услуги могут оказываться клиенту любой организации только с его согласия и на основании заключенного договора. За нарушение этого правила клиент может потребовать компенсацию. «Парламентская газета» рассказывает подробности.

«Даже за услуги по ОМС пытаются требовать плату»

Законопроект, опубликованный в системе обеспечения законодательной деятельности в среду, 4 декабря, вносит поправки в Федеральный закон «О защите прав потребителей». А конкретно — в статью 16, где перечислены недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя. Ее предлагается дополнить следующим пунктом:

«Продажа дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) за отдельную плату осуществляется продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) исключительно с согласия потребителя. Запрещается навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату путем предложения потребителю до заключения договора о приобретении основных товаров приобрести дополнительные товары или заключить иные договоры, приобретение или заключение которых обусловливается обязательностью при приобретении основных товаров, если иное не предусмотрено законом».

Право поступить на службу в полицию получат лица с погашенной судимостью

Также запрещается автоматически «выражать согласие» за потребителя на приобретение этих самых товаров и услуг. В качестве примера авторы инициативы приводят одну из самых распространенных практик, при которой во время продажи авиа- и железнодорожных билетов через интернет транспортные компании заранее проставляют в форме договора галочки в пункте об оформлении страховки. И хотя страховка стоит обычно недорого, сам факт, согласитесь, неприятен — особенно с учетом того, что многие просто не вчитываются в детали договора, например, из-за спешки.

Другой пример — взимание платы с жителей многоквартирных домов за дополнительные услуги, не относящиеся к ЖКХ, ремонту и содержанию дома: например, страхование имущества, кабельное телевидение или консьерж.

«Как следует из большинства поступающих обращений граждан в платежных документах (квитанциях) на оплату жилищно-коммунальных услуг помимо строк об оплате «основных» услуг включаются строки об оплате дополнительных услуг, при этом отдельные договоры с потребителями на предоставление таких дополнительных услуг не заключаются, согласие потребителей на их оказание исполнителем не получается», — говорится в пояснительной записке.

И даже государственные учреждения эта проблема не миновала: по словам авторов инициативы, еще в 2023 году ВЦИОМ проводил исследование, по результатам которого четверо из десяти опрошенных россиян заявили, что медицинские услуги, положенные по полису ОМС, им пытаются оказывать платно.

Конкретизация и расширение формулировок

Как отметил в разговоре с «Парламентской газетой» председатель Общероссийской общественной организации «Союз потребителей Российской Федерации» Петр Шелищ, технически подобный запрет существовал и раньше. Однако размытость формулировок оставляла широкий простор для маневра: одни компании действительно не понимали, где следует остановиться, другие — делали вид, что не понимали, а на самом деле откровенно пользовались ситуацией.

Зарплаты в армии вырастут в 2025 году

«Из-за этого и сложилась проблема, — констатировал Шелищ. — Новый законопроект, по сути, конкретизирует, а заодно и расширяет формулировки, приравнивая навязывание дополнительных товаров и услуг к грубому нарушению закона. В частности, теперь потребитель в случае, если навязывание нанесло ему вред, в том числе материальный, вправе затребовать у продавца компенсацию. А само навязывание будет наказываться согласно Кодексу об административных правонарушениях — до сорока тысяч для юридических и до четырех тысяч рублей для должностных лиц».

Читайте также:

• На «Госуслугах» может появиться раздел помощи граждан друг другу