Компаниям и организациям запретят навязывать потребителям дополнительные товары и услуги
Сделать это можно будет только с письменного согласия и через оформление договора
Законопроект: № 787328-8
Проставленные «по умолчанию» галочки согласия на покупку страховки при оформлении авиа- или ж/д билета, дополнительные услуги от управляющих компаний вроде кабельного телевидения, страховки и консьержа и прочие формы навязывания, судя по всему, в скором времени могут уйти в прошлое. Правительство России подготовило поправки в Федеральный закон «О защите прав потребителей», согласно которым любые дополнительные товары и услуги могут оказываться клиенту любой организации только с его согласия и на основании заключенного договора. За нарушение этого правила клиент может потребовать компенсацию. «Парламентская газета» рассказывает подробности.
«Даже за услуги по ОМС пытаются требовать плату»
Законопроект, опубликованный в системе обеспечения законодательной деятельности в среду, 4 декабря, вносит поправки в Федеральный закон «О защите прав потребителей». А конкретно — в статью 16, где перечислены недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя. Ее предлагается дополнить следующим пунктом:
«Продажа дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) за отдельную плату осуществляется продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) исключительно с согласия потребителя. Запрещается навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату путем предложения потребителю до заключения договора о приобретении основных товаров приобрести дополнительные товары или заключить иные договоры, приобретение или заключение которых обусловливается обязательностью при приобретении основных товаров, если иное не предусмотрено законом».
Также запрещается автоматически «выражать согласие» за потребителя на приобретение этих самых товаров и услуг. В качестве примера авторы инициативы приводят одну из самых распространенных практик, при которой во время продажи авиа- и железнодорожных билетов через интернет транспортные компании заранее проставляют в форме договора галочки в пункте об оформлении страховки. И хотя страховка стоит обычно недорого, сам факт, согласитесь, неприятен — особенно с учетом того, что многие просто не вчитываются в детали договора, например, из-за спешки.
Другой пример — взимание платы с жителей многоквартирных домов за дополнительные услуги, не относящиеся к ЖКХ, ремонту и содержанию дома: например, страхование имущества, кабельное телевидение или консьерж.
«Как следует из большинства поступающих обращений граждан в платежных документах (квитанциях) на оплату жилищно-коммунальных услуг помимо строк об оплате «основных» услуг включаются строки об оплате дополнительных услуг, при этом отдельные договоры с потребителями на предоставление таких дополнительных услуг не заключаются, согласие потребителей на их оказание исполнителем не получается», — говорится в пояснительной записке.
И даже государственные учреждения эта проблема не миновала: по словам авторов инициативы, еще в 2023 году ВЦИОМ проводил исследование, по результатам которого четверо из десяти опрошенных россиян заявили, что медицинские услуги, положенные по полису ОМС, им пытаются оказывать платно.
Конкретизация и расширение формулировок
Как отметил в разговоре с «Парламентской газетой» председатель Общероссийской общественной организации «Союз потребителей Российской Федерации» Петр Шелищ, технически подобный запрет существовал и раньше. Однако размытость формулировок оставляла широкий простор для маневра: одни компании действительно не понимали, где следует остановиться, другие — делали вид, что не понимали, а на самом деле откровенно пользовались ситуацией.
«Из-за этого и сложилась проблема, — констатировал Шелищ. — Новый законопроект, по сути, конкретизирует, а заодно и расширяет формулировки, приравнивая навязывание дополнительных товаров и услуг к грубому нарушению закона. В частности, теперь потребитель в случае, если навязывание нанесло ему вред, в том числе материальный, вправе затребовать у продавца компенсацию. А само навязывание будет наказываться согласно Кодексу об административных правонарушениях — до сорока тысяч для юридических и до четырех тысяч рублей для должностных лиц».
Читайте также:
• На «Госуслугах» может появиться раздел помощи граждан друг другу