Комитет Госдумы рекомендовал к первому чтению проект о «приземлении» IT-компаний
Законопроект: № 1176731-7
Парламентарии предлагают обязать интернет-ресурсы с суточной аудиторией более 500 тысяч российских пользователей создать филиалы или представительства для работы в России. Соответствующий законопроект Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи рекомендовал к принятию в первом чтении.
Законопроект разработан группой депутатов во главе с председателем Комитета Госдумы по информполитике Александром Хинштейном и сенатором Алексеем Пушковым, возглавляющим Комиссию Совфеда по информполитике и взаимодействию со СМИ. Документ направлен на регулирование деятельности иностранных организаций и граждан в Интернете на территории России. Предлагается установить, что владельцы зарубежных информационных ресурсов должны будут создать филиалы, открыть представительства или учредить российские юридические лица, которые должны в полном объёме представлять интересы головных компаний и являться основным каналом взаимодействия российских регуляторов с ними на территории России. Если законопроект будет принят, такие обязанности также распространятся на провайдеров хостинга, операторов рекламных систем и организаторов распространения информации в Интернете.
Эти компании должны будут также завести личные кабинеты на сайте Роскомнадзора, разместить на своем сайте специальную электронную форму для обратной связи с российскими гражданами и организациями.
Александр Хинштейн уточнил, что документ касается ресурсов, ежесуточная российская аудитория которых более 500 тысяч человек на протяжении как минимум трёх месяцев. Важным критерием является также распространение информации на русском языке, реклама, ориентированная на российского потребителя, или обработка данных о россиянах. Сейчас под требование закона подпадают около 20 зарубежных информационных ресурсов. В том числе это соцсети Facebook, Instagram, TikTok, Twitter, видеохостинг YouTube, поисковая система Google, мессенджер WhatsApp.
«Мы сталкиваемся с очень непростой ситуацией, когда крупнейшие IT-ресурсы, которые активно работают на территории Российской Федерации, ориентируют свой продукт, в том числе рекламного характера, на российскую аудиторию и при этом отказываются от какого-либо конструктивного диалога с Россией в разных её сферах — начиная от государства и заканчивая гражданами, пользователями, общественными организациями, СМИ», — сказал Александр Хинштейн.
По его словам, сегодня такой диалог зачастую является односторонним. Это подтверждает ситуация с Twitter, в адрес которого Роскомнадзор направил 24 тысячи требований об удалении запрещённого контента, но компания так и не отреагировала.
Искренне надеемся, что государству не придётся применить ни одной из этих «мер понуждения», а IT-гиганты без труда выполнят условия «приземления".
Если компания не будет соблюдать требования, сначала её будут стимулировать к их выполнению экономическими мерами. Так, например, пользователям сообщат о нарушении ресурсом российских законов, а самой компании запретят размещать рекламу и рекламировать сам сайт, ограничат платежи и переводы через этот ресурс. Также могут запретить выдавать ресурс в поисковиках, замедлить трафик работы или даже заблокировать.
«Искренне надеемся, что государству не придётся применить ни одной из этих «мер понуждения», а IT-гиганты без труда выполнят условия «приземления», — сказал ранее Александр Хинштейн.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.
Ещё материалы: Александр Хинштейн