Комиссию агрегатора за вызов такси предложили снизить
А ответственность самозанятых водителей должна быть не ниже, чем у остальных участников перевозок
Государство может подключиться к регулированию тарифов такси, как минимум разработав методику их формирования, и тогда пассажиры будут ездить по понятным и справедливым ценам. А если машина попадет в ДТП, то пассажир должен быть уверен, что получит компенсацию вне зависимости от того, какой водитель был за рулем — самозанятый или сотрудник таксопарка. Такие поправки к законопроекту о такси планируют обсудить в Общественной палате РФ 21 июня.
Агрегатор есть или нет
Находящийся на рассмотрении Госдумы правительственный законопроект о таксомоторных перевозках впервые за много лет урегулирует работу отрасли, но пассажиры его действия в большинстве случаев не заметят, считает председатель общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова. Тех, кто вызывает такси, чтобы добраться из точки А в точку Б, документ коснется лишь в одном случае: если по пути машина попадет в ДТП. Тогда пассажир сможет претендовать на компенсацию, а участвовать в разборках будет не только оказывающий услугу таксопарк, но и служба заказа, приславшая на вызов автомобиль.
Сейчас добиться возмещения ущерба бывает непросто, констатировала Зарипова, поскольку суды принимают разные решения. «Одни справедливо утверждают, что понятия «агрегатор» нет в законе, поэтому оказывающая «услуги информационного характера» служба заказа ни при чем, — сказала «Парламентской газете» эксперт. — Другие считают ее частью системы и пытаются привлечь к ответственности. Единообразие в этом вопросе повысит гарантии пассажира».
Безопаснее станет и после легализации «серых» перевозчиков, которых, по оценке Совета по развитию такси, в России от двух до трех миллионов. Они смогут зарегистрироваться в качестве самозанятых водителей, работать в правовом поле и нести в случае чего положенную ответственность.
Сам себе таксопарк
Ответственность самозанятых водителей, по мнению члена Общественной палаты Ильи Зотова, должна быть прописана в законе более четко. Жизнь и здоровье пассажира такси сегодня застрахованы ответственностью перевозчика на сумму до двух миллионов рублей. Но одно дело, когда речь идет о таксопарке, а другое — о единственном человеке, для которого это может быть неподъемная сумма. «Поэтому к решению о компенсации нужно подключать агрегатора», — считает член ОП.
Брать на работу самозанятых крупные службы заказа вряд ли будут, предположил другой член палаты Александр Холодов. Их политика, по его словам, работать только с таксопарками, в которых не меньше двадцати машин. А значит, будет действовать прежняя схема: желающего таксовать «примут на работу» в некое ООО и он станет обычным сотрудником по найму, а не самозанятым, добавил Холодов.
Поправки предложили внести и в тарифное регулирование, к которому, по мнению Ильи Зотова, должно подключиться государство, как минимум разработав четкий порядок формирования тарифа. «Он может зависеть от региона, потому что поездка на такси в Сочи отличается от поездки в Якутии, но пассажир должен понимать, почему он едет именно по такой цене», — прокомментировал общественник.
Слишком высокой Зотов считает комиссию агрегатора за услугу по вызову такси — сейчас она составляет 20-30 процентов всей стоимости заказа. В результате водители за поездку получают меньше, чем могли бы. «Требования к водителям вырастут, поэтому они вправе рассчитывать на большую отдачу от своей работы, — считает Илья Зотов. — Не повышая цену на поездку, это можно сделать, ограничив комиссию агрегатора».
Требования жестче — процедуры проще
Проект закона о такси предполагает создание двух региональных реестров — перевозчиков и машин. Это, по мнению сенатора Ирины Рукавишниковой, существенно повысит прозрачность рынка и безопасность поездок. «Цифровой вид реестра сделает его доступным с любого электронного устройства», — сказала ранее «Парламентской газете» Рукавишникова.
Сведения о перевозках должны передаваться в региональную или муниципальную информационную систему. При совершении определенного количества административных правонарушений в течение года, а также при неоплате трех штрафов водителям могут запретить управлять такси. Не пустят за руль и не прошедших аттестацию на знание, где в регионе находятся вокзалы, аэропорты, автовокзалы. Водитель обязан также знать местоположение объектов культурного наследия, здравоохранения, образования, спорта, а также путей подъезда к ним.
Читайте также:
• Электрокары хотят продвинуть в массы льготами и скидками • Каршеринговые авто и самокаты стали чаще попадать в аварии
Впервые к работе в такси хотят допустить самозанятых граждан, но по строгим правилам. Они, также как и сотрудники таксопарков, должны будут проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры, предрейсовый контроль технического состояния автомобиля. Эти сведения передадут в информсистему.
Участники рынка такси выступили за упрощение процедуры легализации, поскольку законопроект предусматривает расширение списка документов для получения разрешения на деятельность. Они также отметили, что стандарты предрейсовых медосмотров устарели и занимают много времени, хорошей альтернативой могли бы стать телемедицинские технологии — удаленные осмотры с помощью автоматизированных аппаратов.
Ещё материалы: Ирина Рукавишникова