Коллекторов хотят заменить роботами
Обзванивать должников предлагают доверить автоматизированным интеллектуальным агентам по строго оговоренным правилам
Если робот-коллектор позвонит должнику чаще двух раз в неделю или побеспокоит родных и соседей, то отвечать за назойливого взыскателя будут коллекторские агентства, банки или МФО, как если бы это звонил сам профессиональный взыскатель. Такой законопроект находится в повестке заседания Комитета Госдумы по финрынку 21 июля.
Хитрые нарушители тишины
По действующему закону Федеральная служба судебных приставов (ФССП) отслеживает только деятельность профессиональных коллекторских организаций, но когда взысканием долгов занимаются подразделения банков или микрофинасовых компаний, то этот процесс не попадает под контроль приставов. А те вовсю пользуются несовершенством закона.
Представляя в Госдуме законопроект в первом чтении в декабре прошлого года, замминистра юстиции Андрей Логинов отметил, что среди жалоб, которые поступают от должников на незаконные действия коллекторов, только 20 процентов приходится на профильные организации, а 80 — именно на коллекторские службы банков и микрофинансовых организаций.
Чтобы получить право взыскивать долги, им нужно будет отправить в Федеральную службу судебных приставов уведомление и копии документов, подтверждающих, что у них есть необходимое оборудование и программное обеспечение, чтобы хранить информацию. А кроме того, банки и микрофинансовые организации будут также обязаны записывать все текстовые, голосовые и любые другие сообщения, которыми они обмениваются с должниками, и хранить их три года.
Ранее первый зампредседателя Комитета Госдумы по финрынку Константин Бахарев отмечал, что ФССП должна подготовить проект требований к оборудованию, с помощью которого будут записывать и хранить информацию, связанную с взысканием долгов. Для доработки законопроекта ко второму чтению профильный думский комитет создал рабочую группу.
Умное железо уравняют в правах
Еще одна новация, предложенная кабмином, — «автоматизированный интеллектуальный агент». Такое понятие разработчики документа предлагают закрепить в правовом поле.
«Автоматизированный интеллектуальный агент представляет собой программное обеспечение для отправки голосовых сообщений, которое применяет системы генерации и распознавания речи и поддерживает определенные сценарии разговоров в зависимости от содержания диалога» — такое определение роботу-коллектору дается в пояснительной записке к законопроекту.
Звонки от железных взыскателей поправки уравнивают с действиями человека. А значит, здесь будут применяться те же лимиты при контактах умного железа с должниками. Так, согласно поправкам, частота общения автоматизированного интеллектуального агента с задолжавшим человеком не должна быть больше одного раза в сутки, более двух раз в течение календарной недели и более восьми раз в течение календарного месяца.
По мнению авторов инициативы, использование указанного способа взаимодействия минимизирует возможные нарушения закона коллекторами и кредиторами.
В Правительстве рассчитывают, что принятие законопроекта позволит увеличить количеств подконтрольных ФССП организаций с 400 до порядка 2200, в число которых войдут профессиональные коллекторские агентства, примерно 1400 микрофинансовых и 400 кредитных организаций.
Читайте также:
• Недобросовестных коллекторов ждут штрафы и тюремные сроки • Коллекторов смогут посадить на 10 лет за насилие или угрозы его применения • Клишас объяснил, почему нельзя полностью запретить коллекторов • В Госдуму внесли законопроект против «резиновых квартир»
Ещё материалы: Константин Бахарев