Все о пенсиях в России

11:11В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

вчераСоцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Кого коснётся повышение налога на «неэкологичные» машины

Минпромторг предлагает увеличить платежи для владельцев старых автомобилей класса «Евро-3» и ниже

21.02.2020 19:26

Автор: Виталий Воловатов

Кого коснётся повышение налога на «неэкологичные» машины
ФотО: геннадий михеев / ПГ

Минпромторг предлагает с 2021 года поднять налог для старых автомобилей класса «Евро-3» и ниже. Инициатива призвана сократить вред, который наносят окружающей среде грязные выхлопы. В ведомстве уверены, что эта мера будет стимулировать спрос на более экологичный транспорт. При этом глава ведомства Денис Мантуров пообещал, что новшество не коснётся личного автотранспорта. Парламентарии идею не поддержали и считают, что от этой меры пострадает малый бизнес, в частности такси и службы доставки.

Налог на возраст

Увеличить сумму платежей для владельцев неэкологичных автомобилей Минпромторг планирует уже с 2021 года. Именно тогда, согласно предложению ведомства, должна резко увеличиться базовая ставка транспортного налога для легковых авто, чей класс ниже, чем «Евро-3». О грядущем повышении взноса 20 февраля на совещании в Энгельсе рассказал замминистра промышленности и торговли Российской Федерации Александр Морозов. Он добавил, что ведомство планирует передать свою инициативу в Минтранс уже в ближайшее время.

Что ждёт автомобилиста за ржавый номер кузова
«Евро» — это, фактически, показатель предельно допустимых концентраций вредных веществ в выхлопных газах. Самый первый стандарт был введён Евросоюзом в 1988 году, а новый — «Евро-6» — появился в 2015-м. С каждым новым стандартом экологические нормы становятся жёстче, и всё большее количество машин, произведённых в прошлые годы, перестаёт им соответствовать. По большому счёту, увеличение налога ставит заслон автомобилям, которым более 15 лет.

По задумке, инициатива должна способствовать улучшению экологии в городах, поскольку именно автомобильные выхлопы сильнее всего вредят окружающей среде и загрязняют воздух. Глава Минпромторга Денис Мантуров особо подчеркнул, что инициатива распространяется исключительно на коммерческие автомобили и не затронет личный транспорт.

Тем не менее даже при таком подходе нельзя пытаться решать этот вопрос «в лоб», отметил первый зампред Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков, поскольку дополнительное налоговое обременение может пагубно сказаться на малом и среднем бизнесе.

«В основном владеют старыми машинами индивидуальные предприниматели. Это не огромные корпорации, которые могут за счёт прибыли легко обновить весь автопарк. А рентабельность многих транспортных предприятий и так близка к нулю. На старых автомобилях ездят не потому, что хобби такое — просто не на что покупать новые машины. И повышение налогов — не выход», — констатировал парламентарий.

На старых автомобилях ездят не потому, что хобби такое — просто не на что покупать новые машины. И повышение налогов — не выход.

Повышение ставки налога действительно может ударить по карману значительной части субъектов малого и среднего предпринимательства. В России сегодня, по некоторым данным, насчитывается порядка трёх миллионов коммерческих автомобилей, на которых установлены двигатели стандарта «Евро-3» или ниже.

Разумная альтернатива

При этом, безусловно, решать вопрос грязных выхлопов нужно, однако начать можно не с увеличения налоговой нагрузки на граждан. Вячеслав Лысаков рассказал «Парламентской газете», что, по экспертным оценкам, в регионах очень высок процент контрафактного топлива. Недобросовестные предприниматели получают высокооктановый бензин из более дешёвого, добавляя в него различные присадки. На таком топливе даже современные моторы выбрасывают большое количество вредных веществ.

Регионы хотят штрафовать за неоплаченную парковку, как это делается в Москве
По словам парламентария, необходимо усилить госконтроль в этой сфере — такая мера будет более действенной, чем повышение налога. Кроме того, снизить количество старых автомобилей на дорогах, не ущемляя при этом интересов многих миллионов водителей, можно с помощью простого комплекса мер.

«Во-первых, нужно увеличить процент локализации иномарок, которые производятся на заводах в России. Сейчас они состоят из российских частей и компонентов примерно на 30 процентов, но если этот показатель повысить — автомобили станут более доступными. Во-вторых, нужно разработать программу государственного Trade-In, чтобы автомобилист мог получить субсидию, если решит поменять свою старую машину на новую», — отметил Вячеслав Лысаков.

По его словам, эти меры будут более действенны и при этом не вызовут общественного негодования. Похожего мнения придерживается координатор общественного движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов.

«Господдержка обновления автомобильного парка тоже может помочь. Но это должен быть не Trade-in, где слишком много посредников между человеком и государством, а потому низкая эффективность. Лучше всего будет поддержка программы утилизации — по аналогии с тем, как это несколько лет назад делали с автомобилями ВАЗ. Сдавая в утиль свою машину, человек получает от государства определённую сумму, которую может добавить к накоплениям и купить машину получше», — объяснил собеседник издания.