Когда в российских школах станет безопасно?
Предотвратить нападения на школьников поможет ограничение оборота пневматики
В школе №15 города Шадринска Курганской области 21 марта 13-летняя ученица открыла стрельбу из пневматического оружия по одноклассникам. В результате нападения пострадали семеро подростков.
Разборки на перемене
Случаи нападений в учебных заведениях в России стали происходить с пугающей частотой. В сентябре прошлого года в подмосковной Ивантеевке девятиклассник напал на учителя информатики с кухонным топориком, после чего открыл беспорядочную стрельбу из пневматической винтовки. Тогда в результате ЧП пострадали четыре человека. А в начале текущего года по России прокатилась целая серия нападений на школьников: 15 января в 127-й школе Мотовилихинского района Перми старшеклассник и его знакомый, вооружённые холодным оружием, ранили девять учеников младших классов и учительницу. 17 января учащийся школы в деревне Смольное Сосновского района Челябинской области устроил поножовщину, ранив сверстника. А 19 января вооружённый топором учащийся 9-го класса школы №5 в Улан-Удэ устроил вооружённое нападение на учеников седьмого класса — в больницы после инцидента попали шесть человек, включая учительницу.
Все эти происшествия вынудили политиков и экспертов задуматься о том, как повысить безопасность в учебных заведениях и предотвратить повторение чрезвычайных ситуаций. Например, зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина уверена, что необходимо больше внимания уделять изучению психологического состояния школьников. Ранее парламентарий предложила внести поправку в законодательство, разрешающую комиссиям по делам несовершеннолетних отправлять детей, чьё поведение психологи признали опасным для окружающих, на медико-психолого-педагогическую комиссию без согласия родителей.
В свою очередь, зампредседателя Комитета Госдумы по безопасности и коррупции Анатолий Выборный направил письмо министру образования России Ольге Васильевой с предложением перевести профессиональные стандарты охраны школ из категории рекомендательных в обязательные для всех объектов образования в России. «Надо не ждать 2020 года, когда эти профстандарты автоматически станут общеобязательными, а сделать это прямо сейчас», — заявил «Парламентской газете» законодатель.
Он уточнил, что на его запрос в Правительстве уже отреагировали, и в недрах Министерства образования создана специальная рабочая группа, которая в ближайшее время должна принять решения по целому блоку вопросов, связанных с обучением и воспитанием детей, в том числе по профстандартам. В качестве одной из причин инцидентов, подобных тем, что случился сегодня в Курганской области, Выборный назвал доступность нелетального оружия: «Это полная безответственность родителей. Пусть это не огнестрельное оружие, а пневматическое. Но оружие есть оружие, и оно должно находиться в местах, недоступных для детей».
Пневматика — не игрушка
При нападении на школьников одно из самых популярных орудий — пневматические ружья и пистолеты. Именно поэтому, изучив всероссийскую статистику, законодатели не так давно внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, запрещающий продажу гражданам, не достигшим 18-летнего возраста, пневматических винтовок, пистолетов и револьверов с дульной энергией от 0,5 до 3 джоулей. По мнению разработчиков инициативы, под которой подписались уже более 60 депутатов, возрастные ограничения не только позволят уменьшить количество пневматического оружия, находящегося в руках несовершеннолетних, но и поспособствуют укреплению общественной безопасности.
«Необходимо как можно скорее реализовать ту норму, которую разработал я со своими коллегами — об ограничении доступности пневматического оружия лицам до 18 лет. Эта норма позволила бы начать последовательную работу по отслеживанию этого вида оружия и существенно повлиять на его доступность, в том числе через электронные сервисы продажи», — рассказал «Парламентской газете» один из соавторов инициативы, член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов. Он отметил, что на сегодняшний день законопроект не получил достаточного количества положительных отзывов от министерств и ведомств, хотя его концепцию никто не подвергает сомнению. Законодатель выразил надежду, что все поступившие замечания удастся нивелировать в ходе подготовки документа ко второму чтению.
«Такие случаи, как в Шадринске, периодически происходят и в других регионах Российской Федерации. И наша задача с принятием данного федерального закона — чётко ограничить оборот данного оружия», — согласен с коллегой замглавы думского Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий. Он особо подчеркнул, что родители должны зорко следить за тем, чтобы оружие, которое они приобретают, «не лежало на кухне вместе с вилками и ложками», а в случае невнимательности — нести за это ответственность.
Нужно увести детей с улиц
Впрочем, одними запретами ситуацию едва ли можно исправить, полагают парламентарии. Потому что работать надо в первую очередь не со следствиями трагических инцидентов, а с их первопричинами.
«Главная причина очевидна — она связана с тем, что родители часто заняты зарабатыванием денег, а школа даёт ребёнку образование, но не занимается воспитанием. И получается, что как в семье, так и в школе ребёнок по большому счёту предоставлен сам себе», — сетует Анатолий Выборный. По мнению законодателя, необходимо как можно скорее вернуться к проверенной в советские годы и ещё со времён царской России практике — когда общеобразовательные учреждения совмещали обучение с воспитанием.
Сходного мнения придерживается и Виктор Водолацкий — один из соавторов законопроекта о патриотическом воспитании граждан Российской Федерации. «У нас сегодня учителя загружены несвойственной им работой, различным документооборотом. Нет штатных психологов в школах, нет воспитателей. В результате детей воспитывает улица, а улица — это жестокость, насилие, неуважение друг к другу, попирание старшими младших», — констатирует замглавы думского комитета. По его мнению, необходимо ещё с детского садика воспитывать детей в уважении друг к другу, а каждой школе завести штатных психологов и воспитателей — тогда большинство чрезвычайных происшествий удастся предотвратить.
Ещё материалы: Анатолий Выборный, Любовь Духанина, Виктор Водолацкий