Все о пенсиях в России

два дня назадВ страховой стаж многодетных засчитают период ухода за каждым ребенком

02.07.2025Отставные военные смогут получать пенсии цифровыми рублями

01.07.2025Депутат Анатолий Аксаков рассказал, когда пенсии будут получать цифровыми рублями

Когда появилась первая атомная подлодка

21.01.2020 09:54

Автор: Ксения Редичкина

66 лет назад, 21 января 1954 года, на воду была спущена первая в мире атомная подводная лодка — ее назвали в честь «Наутилуса» Жюля Верна. Еще через восемь месяцев она была принята на вооружение ВМС США.

Идея боевого применения подводного судна, высказанная впервые еще Леонардо да Винчи, была популяризирована в романе Жюля Верна «20 тысяч лье под водой», написанном в 1870 году. Там идет речь о подводной лодке «Наутилус», которая таранит и уничтожает надводные корабли, используя металлический «бивень», располагающийся на носу лодки.

При длине 97 метров и ширине 8,2 метра, американская подлодка имела водоизмещение 4092 тонны. Она провела рекордное на тот момент для американцев время под водой без всплытия и показала наибольшую скорость под водой — до 20 узлов. «Наутилус» стал также первой субмариной, которая прошла Северный полюс подо льдами Арктики 3 августа 1958 года.

Впервые действующий образец подводной лодки был создан в 1620 году для короля Англии Джеймса голландским инженером Корнелиусом ван Дреббелем — в Лондоне была построена и успешно испытана в Темзе вёсельная подводная лодка. В России попытки построить подводную лодку предпринимались при Петре Великом, но император умер, успев увидеть лишь сделанную модель такого сооружения.

Во время Первой мировой войны появились подводные лодки с дизельным двигателем для движения на поверхности и электрическим — для движения под водой. К двигателю подключали генератор, который производил электричество для подзарядки батарей. Ускоренное развитие подводного флота в годы Первой мировой войны привело к тому, что субмарины стали грозным оружием. Всего за время войны 600 подводных лодок воюющих государств потопили 55 крупных боевых кораблей, 105 эсминцев, 33 субмарины.

Интересно и то, что на борту этого судна проводились психотронные испытания. В частности, делались попытки влияния на принятие решений капитаном корабля противника.

Сегодня пять стран — Россия, Китай, США, Великобритания и Франция — используют больше ста атомных подводных лодок.

Несколько занятных фактов. Создатель первого парохода Роберт Фултон обратился к французскому императору Наполеону с готовым проектом подводной лодки, но сперва понят не был, а после и сам отказался раскрывать детали проекта. О чем Бонапарт, будучи сослан на остров Эльба, пожалел: подлодка вполне сгодилась бы для побега.

Русский подводный флот отсчитывает свою историю от 1903 года. Именно в этом году спущена на воду подводная лодка «Дельфин» — первая российская субмарина, принятая флотом на вооружение. Это был как раз тот случай, когда помогло несчастье: русское военное ведомство вело переговоры о покупке подводных лодок с американской фирмой, но не сошлись ни в количестве, ни в цене. Тогда Морское ведомство создало комиссию из трех человек для проектирования ныряющих миноносцев. В нее вошли Иван Бубнов, Иван Горюнов и Михаил Беклемишев.

Современная подводная лодка имеет один, как большинство американских субмарин, или два — как отечественные подлодки — корпуса. На каждой подводной лодке множество цистерн: для хранения топлива, питьевой воды и главное, для погружения. По закону Архимеда, для того, чтобы тело полностью погрузилось в воду его вес должен равняться весу вытесненной им воды. Чтобы выполнить архимедов закон, подводная лодка принимает балласт — воду в цистерны. Для всплытия балласт продувается — воду вытесняют из цистерн сжатым воздухом.

Читайте нас в Одноклассниках