Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Когда ОСАГО «отвяжут» от автомобиля

В Госдуме предложили оформлять полис «автогражданки» на водителя

24.12.2018 14:36

Автор: Геннадий Мельник

Когда ОСАГО «отвяжут» от автомобиля
Фото: ПГ/Михаил Нилов

Полис ОСАГО следует оформлять не только на машину, но и непосредственно на водителя. Эта мера, по мнению депутатов от ЛДПР, внёсших в Госдуму соответствующий законопроект, должна помочь сэкономить на страховке тем, у кого в собственности сразу несколько автомобилей. Однако эксперты предрекают сложности в администрировании «персонального» страхования.

Для автовладельцев открываются новые возможности

Действующая система ОСАГО обязывает человека страховать риск своей гражданской ответственности в отношении каждого используемого им автомобиля. В связи с этим авторы инициативы — вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев, зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов, депутаты Борис Пайкин и Владимир Сысоев — предлагают дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности возможностью оформить «единый» полис на любой автомобиль, которым владеет страхователь. При этом категория, указанная в полисе, должна совпадать с категорией этих транспортных средств.

Предполагается, что стоимость полиса будет рассчитываться исходя из возраста, стажа и того, попадал ли страхователь в ДТП. А в случае приобретения нового автомобиля той же категории «автогражданку» не придётся оформлять заново.

Автостраховщикам предложили реформировать ОСАГО за счёт своих резервов
У этой идеи уже есть свои сторонники в Совете Федерации. Так, первый зампред Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Николай Журавлёв также считает целесообразным переход от страхования автомобиля к страхованию по индивидуальному плану, «то есть привязать полисы к правам». «Почему владелец нескольких автомобилей должен иметь несколько полисов ОСАГО на каждый автомобиль? — возмутился он. — Очевидно, что он не может ездить на них одновременно».

А вот первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков более сдержан в оценке данной инициативы. По словам депутата, законопроект требует пояснений и уточнений. «Придёт это предложение на рассмотрение профильного комитета - посмотрим отзывы Правительства, Главного правового управления, тогда и будем обсуждать», — пояснил он.

По мнению законодателя, многие вещи в сфере автострахования следует пересмотреть, но к сожалению, страховые компании рассматривают закон об ОСАГО как бизнес-проект. А он задумывался как социальная программа, которая будет мотивировать водителей ездить осторожнее.

Привязать — не привязать

Одна из первых попыток привязки полиса ОСАГО к водителю была в июне 2012 года. Поправками в профильный закон предлагалось оформлять страховку не на автомобиль, а на водителя, который сможет управлять с этим полисом любой машиной. Осенью того же года Госдума отклонила инициативу, признав её необоснованной. С тех пор идея стала ежегодно появляться в законотворческом поле, вызывая серьёзные споры.

Например, в сентябре прошлого года Минфин официально отказался от затеи привязать полис ОСАГО к водителю, которую сам же инициировал в 2016 году. Замминистра Алексей Моисеев высказал сомнение в целесообразности идеи «единого» полиса, потому что «человек может иметь разные истории в зависимости от того, на каком автомобиле он ездит».

Уже в 2019 году коэффициент «бонус-малус» будет рассчитываться раз в год, а нижняя и верхняя границы тарифного коридора — расширены на 20 процентов.

Однако уже осенью этого года Банк России и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявили о своей поддержке перехода к страхованию водителя, а не машины. Прозвучало это в рамках парламентских слушаний, где обсуждалась реформа ОСАГО.

Уже в 2019 году коэффициент «бонус-малус» будет рассчитываться раз в год, а нижняя и верхняя границы тарифного коридора — расширены на 20 процентов. При этом предусматривается поэтапный переход на индивидуальные тарифы, в частности будут введены дополнительные классы по возрасту и стажу вождения водителей.

По словам замглавы Центробанка Владимира Чистюхина, индивидуальные тарифы частично реализовывают идею привязки полиса ОСАГО к водительским правам.

«Мы хотели бы, чтобы этот коэффициент присваивался не машине, а водителю. Чтобы он для каждого конкретного лица был единым. Сегодня мы до сих пор сталкиваемся со случаями, когда таких коэффициентов несколько», — пояснил Чистюхин.