Когда ОСАГО «отвяжут» от автомобиля
В Госдуме предложили оформлять полис «автогражданки» на водителя
Полис ОСАГО следует оформлять не только на машину, но и непосредственно на водителя. Эта мера, по мнению депутатов от ЛДПР, внёсших в Госдуму соответствующий законопроект, должна помочь сэкономить на страховке тем, у кого в собственности сразу несколько автомобилей. Однако эксперты предрекают сложности в администрировании «персонального» страхования.
Для автовладельцев открываются новые возможности
Действующая система ОСАГО обязывает человека страховать риск своей гражданской ответственности в отношении каждого используемого им автомобиля. В связи с этим авторы инициативы — вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев, зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов, депутаты Борис Пайкин и Владимир Сысоев — предлагают дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности возможностью оформить «единый» полис на любой автомобиль, которым владеет страхователь. При этом категория, указанная в полисе, должна совпадать с категорией этих транспортных средств.
Предполагается, что стоимость полиса будет рассчитываться исходя из возраста, стажа и того, попадал ли страхователь в ДТП. А в случае приобретения нового автомобиля той же категории «автогражданку» не придётся оформлять заново.
У этой идеи уже есть свои сторонники в Совете Федерации. Так, первый зампред Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Николай Журавлёв также считает целесообразным переход от страхования автомобиля к страхованию по индивидуальному плану, «то есть привязать полисы к правам». «Почему владелец нескольких автомобилей должен иметь несколько полисов ОСАГО на каждый автомобиль? — возмутился он. — Очевидно, что он не может ездить на них одновременно».
А вот первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков более сдержан в оценке данной инициативы. По словам депутата, законопроект требует пояснений и уточнений. «Придёт это предложение на рассмотрение профильного комитета - посмотрим отзывы Правительства, Главного правового управления, тогда и будем обсуждать», — пояснил он.
По мнению законодателя, многие вещи в сфере автострахования следует пересмотреть, но к сожалению, страховые компании рассматривают закон об ОСАГО как бизнес-проект. А он задумывался как социальная программа, которая будет мотивировать водителей ездить осторожнее.
Привязать — не привязать
Одна из первых попыток привязки полиса ОСАГО к водителю была в июне 2012 года. Поправками в профильный закон предлагалось оформлять страховку не на автомобиль, а на водителя, который сможет управлять с этим полисом любой машиной. Осенью того же года Госдума отклонила инициативу, признав её необоснованной. С тех пор идея стала ежегодно появляться в законотворческом поле, вызывая серьёзные споры.
Например, в сентябре прошлого года Минфин официально отказался от затеи привязать полис ОСАГО к водителю, которую сам же инициировал в 2016 году. Замминистра Алексей Моисеев высказал сомнение в целесообразности идеи «единого» полиса, потому что «человек может иметь разные истории в зависимости от того, на каком автомобиле он ездит».
Уже в 2019 году коэффициент «бонус-малус» будет рассчитываться раз в год, а нижняя и верхняя границы тарифного коридора — расширены на 20 процентов.
Однако уже осенью этого года Банк России и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявили о своей поддержке перехода к страхованию водителя, а не машины. Прозвучало это в рамках парламентских слушаний, где обсуждалась реформа ОСАГО.
Уже в 2019 году коэффициент «бонус-малус» будет рассчитываться раз в год, а нижняя и верхняя границы тарифного коридора — расширены на 20 процентов. При этом предусматривается поэтапный переход на индивидуальные тарифы, в частности будут введены дополнительные классы по возрасту и стажу вождения водителей.
По словам замглавы Центробанка Владимира Чистюхина, индивидуальные тарифы частично реализовывают идею привязки полиса ОСАГО к водительским правам.
«Мы хотели бы, чтобы этот коэффициент присваивался не машине, а водителю. Чтобы он для каждого конкретного лица был единым. Сегодня мы до сих пор сталкиваемся со случаями, когда таких коэффициентов несколько», — пояснил Чистюхин.
Ещё материалы: Ярослав Нилов, Игорь Лебедев, Вячеслав Лысаков, Николай Журавлев