Когда государство обеспечит жильем нуждающихся
В Совете Федерации призвали пересмотреть подходы к предоставлению квартир за госсчёт отдельным категориям россиян
В 2022 году Минстрой намерен сформировать единый реестр россиян, которым государство обязано помочь с улучшением жилищных условий. Следующим шагом должно стать создание большой цифровой платформы по учёту таких граждан. Какие ещё изменения необходимо внести в законодательство и управленческие подходы, чтобы решить застарелую проблему? Об этом «Парламентской газете» рассказал глава Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко.
- Андрей Анатольевич, судя по инициативе Минстроя, государство помнит о своих долгах по жилью и намерено их погасить. Можно уточнить: кому и сколько оно должно?
- Объём накопленных государственных обязательств сегодня можно посчитать достаточно условно, поскольку большое количество действующих федеральных, региональных и муниципальных программ реализуется независимо друг от друга. При этом потребность в их финансировании определяется по каждой программе отдельно. Вместе с тем по состоянию на начало текущего года Минстрой сообщал о 853,8 тысячи семей, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Государство, конечно, принимает меры, но результаты крайне низкие и кардинальное изменение ситуации в настоящее время не наблюдается. Особую тревогу вызывают невысокие темпы выделения жилья детям-сиротам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Также требует пристального внимания тема обеспечения жильём реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, а также бывших несовершеннолетних узников фашистских концентрационных лагерей и гетто. Остро стоит сегодня вопрос переселения граждан из непригодных для проживания строений, созданных в периоды промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, строительства Байкало-Амурской магистрали. Этой теме Совет Федерации уделяет особое внимание.
- А как быть с жильём для малоимущих граждан?
- Это отдельная актуальная проблема. По некоторым данным, на жилищном учёте в органах местного самоуправления сегодня состоит более двух миллионов таких россиян. При этом очередь фактически не сокращается, а сроки ожидания жилья могут достигать 20 лет.
142 категории граждан РФ определены нормативно-правовыми актами как люди, перед которыми у государства имеются жилищные обязательства.
Источник: по данным Фонда Институт экономики города
- Государство имеет в своём арсенале целый комплекс мер для выполнения своих обязательств. Их хватает? Если не получается, может, стоит расширить инструментарий?
- Гособязательства по обеспечению жильём отдельных категорий россиян сегодня выполняются через федеральные, региональные и муниципальные программы. Восемь программ действуют на федеральном уровне в отношении пятнадцати категорий граждан. Отдельно действует масштабная Госпрограмма «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ», ориентированная на помощь двадцати категориям россиян.
Наряду с этим работает программа расселения аварийного жилья, в рамках которой Фонд содействия реформированию ЖКХ предоставляет регионам деньги на приобретение жилья для расселяемых.
Также господдержка оказывается в виде государственных жилищных сертификатов, единовременных денежных выплат, социальных выплат. Сюда же можно отнести направление регионам субсидий и субвенций из федерального бюджета на приобретение жилья для отдельных категорий граждан.
Замечу, что предоставление сертификатов признаётся сегодня в регионах высокоэффективным инструментом. Однако их использование возможно только в отношении девяти категорий россиян. Расширение применения такого инструмента, как сертификат, тесно увязано с вопросами увеличения федерального финансирования.
- Требуется ли пересмотр основных законодательных и управленческих подходов для решения проблемы жилищного обеспечения граждан?
- Считаю, что такая необходимость давно назрела. Правовая база нуждается в унификации. Сегодня насчитывается 46 нормативных актов, предусматривающих гособязательства по жилищному обеспечению отдельных категорий россиян. При этом применяются совершенно различные подходы при постановке граждан на жилищный учёт, при определении нуждаемости в жилье, а также при предоставлении мер государственной жилищной поддержки. Такое положение усложняет процессы контроля, расчёта необходимого объёма финансирования и делает всю систему жилищного обеспечения непрозрачной.
Поэтому надо выработать единые подходы к определению обязательств государства перед гражданами по всему комплексу оснований, а также предусмотреть иерархию таких обязательств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Требуется также определить правила учёта ранее предоставленной поддержки при принятии решений о принятых новых обязательствах перед гражданами.
- И этих мер будет достаточно?
- Нет. Необходимый объём финансирования на предоставление жилья возможно выделять только на основании полных и точных данных по накопленным и прогнозируемым федеральным, региональным и муниципальным обязательствам. Для решения этой задачи необходимо создать единый центр по сбору, обработке и актуализации всех необходимых данных.
Таким центром может стать единый оператор всех жилищных программ, который будет вести единый реестр нуждающихся в жилье граждан. Он же будет учитывать предоставленную государственную поддержку, проводить мониторинг соответствующих программ и мероприятий. Также центр займётся расчётом необходимого объёма финансирования этих полномочий и, конечно, будет оказывать информационную поддержку всего запланированного комплекса мер.
Читайте также:
• Штрафы за сдачу квартир в обход налогов могут увести рынок аренды в тень • Что может измениться в выплатах на детей из малоимущих семей • В Госдуме не согласились, что средняя зарплата в России 50 тысяч рублей • Порядок признания граждан малоимущими предложили поменять
- Что конкретно нужно предпринять, чтобы предложенный механизм заработал?
- Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В настоящее время функции оператора по жилищному обеспечению граждан переданы «Объединённой дирекции» Минстроя, которая занимается мониторингом госпрограммы, ведёт учёт выданных и оплаченных государственных жилищных сертификатов.
По информации Минстроя, в 2022 году планируется создать единый реестр граждан, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства. А следующим шагом должно стать создание новой цифровой платформы по учёту таких граждан. Она будет взаимодействовать с существующими информационными ресурсами — Единой государственной информационной системой социального обеспечения, Единым госреестром недвижимости, ресурсами Федеральной налоговой службы.
- Предприняты конкретные и важные действия, запланированы другие, не менее практичные… То есть можно сказать, что проблема вскоре будет решена?
- Несмотря на принятые шаги в этом направлении, говорить сегодня о создании единого оператора всех жилищных программ в отношении всех категорий граждан, включая малоимущих граждан, ещё рано. Эта работа потребует много времени и финансовых ресурсов, поскольку связана с необходимостью интегрирования всех полученных данных от регионов, муниципалитетов. Помимо этого, необходимо будет обеспечить сохранность поступающих сведений, защиту персональных данных и решить иные проблемы. Вместе с тем вопрос о создании такой системы не должен сниматься с федеральной и региональной повестки. В русле дальнейшей работы по данному направлению мы смотрим в будущее с оптимизмом.